Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Шатило Ирина Ивановна

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.

скачать документ

Вернуться назад

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.Автор: Шатило И.И.Учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 1»р.п. Куйтун«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.Оно открывается перед ребенком лишь тогда,когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше,чем впервые раскрыта книга,начинается кропотливая работа над словом».(В.А.СухомлинскийВ программе по литературному чтению для 1-4 классов общеобразовательной школы говориться о том, что главной целью уроков в начальной школе является формирование грамотного читателя. Это значит, что в основе читательской компетентности лежит читательская деятельность. Т.е, когда обучающийся владеет не только техникой чтения, но и приемами понимания прочитанного (имеет свои суждения, выражает эмоциональные отношения к персонажам произведения, их нравственным поступкам, действиям). Умеет воспроизводить текст, рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато. Хочется, чтобы уроки чтения не только развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, но и прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки Вопрос, как научить детей читать не только быстро, но и осознанно волнует каждого учителя. Как сделать, чтобы уроки чтения и сам процесс чтения стал радостью для обучающихся? Каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить эту проблему. Данная проблема не обошла стороной и нашу секцию учителей начальной школы. И, поработав над ней, мы пришли к выводу, что только согласованность планируемых результатов и использованных педтехнологий в работе над курсом «Литературное чтение» могут принести положительный результат. Какая же работа велась нами в данном направлении? Во – первых, нам необходимо было дать определение понятию планируемые результаты. Поработав с интернетрессурсами, нормативными документами мы определили, что планируемые результаты это связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки. Планируемые результаты разрабатываются на основе требований Стандарта, с учетом основных нормативных документов, базисного учебного плана, фундаментального ядра содержания общего образования, программы формирования универсальных учебных действий, системы оценки и т.д.На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения двух междисциплинарных программ – «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с текстом». Курс «Чтение. Работа с текстом» содержит следующие разделы:1.«Виды речевой и читательской деятельности»2. «Творческая деятельность»3. «Литературоведческая пропедевтика»Каждый раздел содержит две цели опорного уровня: «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Т.е. у учителя есть возможность сформировать у обучающегося как базовый уровень знаний, так и повышенный.Предметные результаты сегодня проверяют знания, понимание, воспроизведение прочитанного. Так уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.Высокий уровень  читательской грамотности говорит о том, что такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Средний уровень  понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту.Низкий уровень  понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.Для оценки уровня сформированности читательской грамотности  существуют следующие методики: «Тест на оценку сформированности навыков чтения»  «Тест грамотности чтения художественных текстов», цель которой выявить начальный уровень сформированности аналитических читательских умений младших школьников; анкету «Хороший ли я читатель?» позволяющую увидеть уровень самооценки учащихся.Чтобы чтение стало потребностью у ребёнка его надо мотивировать на это. Сам он вряд ли готов к данной проблеме, хотя у него есть природный интерес, и он от природы уже мотивирован на постижение нового. И здесь главное не дать интересу пропасть, а наоборот сделать всё возможное, чтобы чтение у ребенка стало потребностью. И задача педагога не только поддерживать интерес к чтению, но и помочь ребенку овладеть умением грамотного чтения и осмысления текстов. При этом понимание текста должно быть  адекватным. Так как объём информации сейчас огромен и поэтому ребёнка необходимо научить перерабатывать полученную информацию и осмысливать её. Для этого необходимо применять самые современные технологии. Безусловно, огромную роль в развития читательской грамотности играет учитель, который постоянно показывает образец отношения к чтению и книге, передавая детям свои читательские навыки. Но родители тоже не должны оставаться в стороне, а принимать активное участие в формировании читательской грамотности своих детей. Роль семьи в данном направлении очень велика. Если семья читающая и ребенок видит перед собой пример, то он это улавливает и впитывает.Хотелось бы порекомендовать родителям следующие формы работы, которые помогут им  прививать интерес учащихся к чтению:Совместное чтение книг вместе с ребёнком;Чтение вслух, когда родители слушают то, что им читает ребёнокЧтение родителями книг детям;Совместная покупка книг;Проводить беседы после чтения (выяснить, что запомнил ребёнок, кто из героев ему более симпатичен, кого бы из героев он взял в друзья и почему);Читать самим, подавая пример ребёнку;Попросить нарисовать то, что ребёнок запомнил или ему больше всего понравилосьПосле просмотра мультфильма или фильма, предложить ребёнку прочитать данную историю, чтобы убедиться в её достоверности или найти разницу между произведением и его экранизацией.Работа уроков литературного чтения направлена на достижение образовательных результатов обучающихся, но только при условии изучения всех предметов на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться и формирование самостоятельности выпускников начальной школы.Учителю нужно видеть предмет. Каким видится мне предмет литературное чтение в целом? Базовую основу составляет чтение. Владение способами и видами чтения. Основные составляющие литературы – это художественное восприятие, художественный анализ, художественное воспроизведение. Главное, чтобы у ребёнка не пропадал интерес к чтению и задача наша и родителей  научить ребёнка сделать книгу своим другом.В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.Литературное чтение – прекрасный урок,Много полезного в каждой из строк,Стих это будет иль сказка, рассказ –Вы учите их, а они учат Вас!ГлоссарийЧтение – познавательная деятельность, основной целью которой является понимание письменного текста.Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.Читательский интерес – направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг.Компетентность - это наиболее высокий уровень грамотности, позволяющий решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе усвоенных теоретических знаний. Иными словами, способность применять эти знания в практической деятельности, самостоятельно вырабатывать на базе таких знаний практические умения.Список рекомендуемой литературы Алексеевская А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников. – М., 2009.Кушнир А.М. Как приобщить детей к чтению. - Начальная школа.- 2007. - №5.Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование, 2009г.1.Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X