Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Пащенко Ирина Владимировна

Использование информационных технологий в образовательном процессе

скачать документ

Вернуться назад

Современные образовательные технологии: анализ эффективности и проблемы внедрения.Подготовка думающих людей высокой культуры, способных принимать самостоятельные решения, невозможна без заинтересованного использования современных образовательных технологий.Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Как показывает практика, наличие средств ИКТ само по себе не решает вопрос по их эффективному использованию в учебно-воспитательном процессе. Они и для преподавателя, и для студента должны быть наполнены конкретным смыслом, предметным содержанием. Для преподавателя они - средство повышения эффективности педагогического труда, для студента – средство, облегчающее и улучшающее продуктивность его обучения. Поэтому цель нашей работы - показать возможности использования информационных технологий в образовательном процессе. Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся. Безусловно, современный компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты коллективных проектных работ), повышает индивидуальность и интенсивность обучения. Информатизация воспитательно-образовательного процесса – одно из приоритетных направлений модернизации образования, включающее в себя целый ряд таких важных задач, как:  - Обеспечение образовательных учреждений компьютерной техникой и средствами коммуникации;- обеспечение электронными средствами обучения; - автоматизация управленческой деятельности администрации колледжа; - внедрение информационных технологий в учебный процесс;- повышение квалификации по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Наличие вышеперечисленных условий позволит перевести учебный процесс на качественно новый уровень, так как возникают новые возможности для построения системы работы преподавателя по организации учебного процесса как на уроке (объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний), так и во внеурочное время (отработка пропущенного материала, подготовка к урокам, сдача задолженностей). Использование электронных обучающих средств на уроках обеспечивает: - Экономию времени при объяснении нового материала; - представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде; - воздействие на разные системы восприятия обучающихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала; дифференцированный подход к обучению обучающихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала;  - постоянный оперативный контроль над усвоением материала обучающимися; - вариативность в работе преподавателя, владеющего современными компьютерными технологиями при создании эффективных систем обучения в зависимости от своих педагогических и методических предпочтений, уровня подготовки учащихся, профиля и особенностей материальной базы учебного заведения.Необходимость методической поддержки обусловлена потребностью формирования как моделирования следующих педагогических компетентностей в областях:  1.Интегративных профессиональных умений использования информационно-коммуникативные технологии в повседневном педагогическом процессе (создание, методически обоснованное использование электронных дидактических средств в рамках различных обучающих сред; применение информационно-коммуникативных технологий для сдачи текущей и плановой отчетности); 2.Знания положительных, а главное, отрицательных возможностей, проявлений различных электронных дидактических средств и обучающих электронных сред;  3.Санитарных правил и норм использования, допустимого применения информационно-коммуникативных технологий и компьютерной техники в обучении с целью сохранения здоровья обучающихся и своего собственного. Внедрение новых информационных технологий в процесс обучения в техникуме сопряжено с определенными трудностями. Это объясняет фрагментарный характер использования компьютеров и недостаточную координацию соответствующих разработок, их планирования и финансирования. Часто программные продукты, созданные на основе новейших технических средств, несут на себе отпечаток педагогики и методики вчерашнего дня.-8134351049655Использование ИКТ В учебно–воспитательном процессеГотовые программные продуктыАвторские разработки УМК уроки с использованием ИКТСозданные студентамиСозданные в содружестве со студентамиСозданные преподавателямиИспользование компьютерных презентаций в качестве видеорядаУчастие в Интернет-конференциях педсоветахИспользование ресурсов Интернет в рамках образовательного порталаИспользование ПК в качестве ТСОНа уроках информатики и ИКТДистанционное участие в конкурскахПодготовительные курсыВо внеклассных мероприятияхВо время выступлений и докладовНа урокахВ деятельности психолога при проведении и обработки тестов и анкет00Использование ИКТ В учебно–воспитательном процессеГотовые программные продуктыАвторские разработки УМК уроки с использованием ИКТСозданные студентамиСозданные в содружестве со студентамиСозданные преподавателямиИспользование компьютерных презентаций в качестве видеорядаУчастие в Интернет-конференциях педсоветахИспользование ресурсов Интернет в рамках образовательного порталаИспользование ПК в качестве ТСОНа уроках информатики и ИКТДистанционное участие в конкурскахПодготовительные курсыВо внеклассных мероприятияхВо время выступлений и докладовНа урокахВ деятельности психолога при проведении и обработки тестов и анкетЦелостную картину использования ИКТ технологий в колледже в  образовательном пространстве можно представить на схеме:Преподаватели в своем поиске наиболее эффективных способов деятельности, также под воздействием изменений, активно происходящих в современном обществе, обусловливающих необходимость в модернизации образования, обращаются к педагогическим технологиям или к отдельным их элементам, использование которых позволяет успешно реализовать поставленные образовательные цели. Понимая важность использования педагогических технологий в повседневной образовательной деятельности, педагогический коллектив нашего колледжа эффективно использует современные образовательные технологии, в т.ч. информационно-коммуникационные. Информационное пространство колледжа представлено учебным компьютерным кабинетом с лицензированным пакетом программного обеспечения. Кроме кабинета информатики, компьютеры установлены в библиотеке с выходом в Internet, приемной директора, кабинетах заместителей директора, на рабочих местах преподавателей. Преподаватели колледжа активно используют компьютерные технологии в образовательном процессе. Это говорит о том, что компьютерные технологии стали насущной потребностью при организации современного урока. Усилилась компьютерная грамотность и коммуникативная компетентность педагогов колледжа. Преподаватели охотно посещают курсы, участвуют в разработке электронных пособий, принимают участие в дистанционных курсах и veb- семинарах, занимаются проектной и учебно-исследовательской работой с обучающимися.100% преподавателей колледжа имеют персональный компьютер и дома, который они используют при подготовке и планировании учебных и воспитательных занятий. Имеют свои электронные адреса (Е-mail), которые необходимы им для оперативного общения друг с другом, администрацией, студентами и их родителями. Сейчас планируем размещать методические разработки и презентации на страницах web.- сайта колледжа.Выпускники колледжа самостоятельно занимаются учебными программными продуктами, актуальными для них также являются и материалы для подготовки к сдаче ЕГЭ. Преподаватели активно используют проведение уроков на основе готовых программных продуктов и участвуют в разработке собственного программного обеспечения.Следует отметить, что кабинет информатики работает в течение всего учебного дня. Согласно утвержденному графику, все работники колледжа, также и обучающиеся имеют возможность работать в данном кабинете. В заключение хочется отметить, что деятельность педагогического коллектива Миасского геологоразведочного колледжа (строительное отделение), обеспечивающая системное использование современных образовательных технологий в процессе обучения и воспитания, является одним из основных факторов, способствующих формированию у обучающихся исследовательских и коммуникативных компетентностей; креативных и организаторских способностей; мотивации к активной познавательной деятельности. Работа педагогического коллектива по использованию информационных и коммуникационных ресурсов направлена на достижение большинством обучающихся среднего уровня овладения компьютерной грамотностью. При этом обязательно учитываются индивидуальные способности и интересы студента. Учащиеся, проявляющие повышенный интерес к информационным технологиям и имеющие развитые способности к их освоению, могут реализовать свой потенциал через систему дополнительного образования и внеурочной деятельности. Такие обучающиеся, как правило, достигают высокого уровня компьютерной грамотности и результативно участвуют в конференциях, конкурсах, олимпиадах фестивалях по ИКТ различного уровня, разрабатывают собственные компьютерные программы и проекты. Эффективное внедрение ИКТ в образовательную среду заключается не только в применении педагогом компьютерных программ на разных этапах учебной деятельности, но и в разнообразии форм их применения на уроках, в дополнительном образовании, внеурочной работе. Наличие методических разработок педагогов по применению ИКТ в образовательном процессе, участие их в педагогических конкурсах, фестивалях, конференциях не только регионального, но и Всероссийского уровней, говорит о результативной работе по внедрению компьютерных технологий в образовательное пространство колледжа. Сейчас мало любить и знать свой предмет. Сегодня преподавателю необходимо «идти в ногу со временем», овладевать новыми методами и приемами, позволяющими не только совершенствовать учебный процесс, но и сделать учебные занятия яркими, интересными для студентов.ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРАКузьмина, Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся / Н.В. Кузьмина//Вопросы психологии. – 1984. - № 1. – С. 20-26.Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения /Н.В. Кузьмина. – М.: 1990.Мартынова, Е.Б. Новые технологии в предпрофильной подготовке школьников/ Е.Б. Мартынова// Биология в школе. – 2004. - № 8. – С. 36 – 39.Сухобская, Г.С. Творческий потенциал учителя и его потребность в психолого-педагогических знаниях /Г.С. Сухобская // Профессиональные потребности учителя в психолого-педагогических знаниях. – М.: 1987.Урсова, О.В. Развитие ИКТ-компетентности учителя-предметника как условие успешной реализации профильного обучения/ О.В. Урсова// Профильная школа. – 2006. - № 5(20). – С. 29 – 35.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X