Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Бормин Андрей Сергеевич

Использование мультимодального подхода при обучении учащихся младших классов с умеренной умственной отсталостью

скачать документ

Вернуться назад

Педагогические науки/3. Методические основы воспитательного процессаБормин А.С.ГКОУ г. Москвы «Специальная коррекционная школа-интернат №52», Россия Использование мультимодального подхода при обучении учащихся младших классов с умеренной умственной отсталостью  В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с умеренной формой интеллектуальной недостаточности, началось их активное обучение [2]. В исследованиях дефектологов убедительно показано, что такие дети имеют большой потенциал, который может реализовываться ими в различных доступных видах деятельности. Для них оказываются доступны элементарные способы общения, специфические для людей виды элементарной бытовой и предметно-практической деятельности, свойственные человеку формы поведения. Все это становится возможным при специально организованном обучении, с учетом особенностей развития обучающихся данной категории (Баряева Л. Б., Бгажнокова И.М., Маллер А.Р., Цикото Г.В., Шипицына Л.М. и др.). Несмотря на рост интереса к вопросам обучения и воспитания данной группы школьников, методических разработок в этом направлении оказывается явно недостаточно. Одной из наиболее актуальных проблем остается формирование у обучающихся с умеренной умственной отсталостью максимально полных и точных представлений об окружающем. В научных исследованиях показано, что существенное недоразвитие у таких детей познавательных процессов, снижение интереса к окружающему, трудности ведущей для возраста деятельности, бедность социальных взаимодействий ведет к дефицитарности их представлений об окружающем мире; они характеризуются разрозненностью, фрагментарностью, бедностью, неадекватностью. Запас представлений мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта. Все это приводит у обучающихся с умеренной умственной отсталостью к значительному упрощении образа мира и как следствие этого, существенно препятствует их успешной социализации (Забрамная С.Д., Маллер А.Р., Петрова В.Г., Цикото Г.В., Шипицына Л.М. и др.). Решению указанной проблемы во многом способствует использование так называемого мультимодального подхода. Его сущность заключается в том, что подача информации осуществляется мультисенсорным методом: одновременно на три модальности восприятия (слуховую, зрительную и тактильно-кинестетическую). Методика применения мультисенсорного метода предполагает использование приёмов, объединяющих слуховое восприятие объяснений педагога со зрительным восприятием демонстрационного материала и подкреплением предметно-практическими действиями (тактильно-кинестетический аспект анализа информации). Происходит полимодальное восприятие учащимся окружающего мира: зрительно (визуальная модальность), на слух (аудиальная модальность) и в ощущениях (тактильно-кинестетическая модальность), за счет чего и формируются полные и точные представления об окружающем. Обучающиеся получают информацию полимодально, но у каждого из них свой индивидуализированный способ, выраженный преимуществом одной модальности перед другими (Визель Т. Г., Ковшикова В. А., Лурия А. Р., Оппель В. В., Цветкова Л. С. И., Kaluger G., C. Kolson и др.). Таким образом словесные объяснения учителя (они транслируются на слуховую модальность) следует сопровождать наглядным материалом (запуская зрительный канал) и активной жестикуляцией (подключая кинестетическое восприятие). Кроме того, при любой возможности необходимо привлекать тактильный канал, предоставляя школьникам возможность самостоятельно воспринимать форму, шероховатость, вес, мягкость температуру и т.д. объекта. Исходя из данного подхода, нами и выстраивается методика проведения уроков с учащимися младших классов с умеренной умственной отсталостью. Например, формируя представление у детей о елке, рассказываю об этом дереве, знакомлю с его запахом; школьники касаются небольших еловых веток, рассматривают их; под моим руководством высаживают их, создавая «лес»; слушают запись, передающую шум ветра в ветвях.Анализ современных научных исследований в области коррекционной психологии и педагогики [1] позволяет говорить о том, что для эффективного использования со школьниками рассматриваемой категории данного подхода важно учитывать структуру их дефекта, а также своеобразие полимодального восприятия. При этом, важно не только понимание его особенностей у всей группы детей с интеллектуальной недостаточностью, но и у каждого конкретного ребенка, в том числе, выделения его ведущей модальности. Последнее требует разработки диагностической методики, поскольку существующие не могут быть использованы с учащимися с умеренной умственной отсталостью из-за низкого уровня их интеллектуального развития. Необходимы также целенаправленные исследования, касающиеся создания системы специальной работы по целенаправленному развитию полимодального восприятия детей с умеренной умственной отсталостью, основанной на взаимодействии всех педагогов, осуществляющих с ними коррекционно-развивающую работу, что, в свою очередь, будет способствовать повышению результативности усвоения ими образовательной программы.Литература:Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599 [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosovz.herzen.spb.ru/?page_id=134Мурашова И. Ю., Нодельман В. И. Развитие полимодального восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 775–790

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X