Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Ластухина Елена Владимировна

Речевой режим в системе коррекционно-развивающей работы с обучающимися с общим недоразвитием речи

скачать документ

Вернуться назад

Ластухина Е.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №167 г.о.Самара Речевой режим в системе коррекционно-развивающей работы с обучающимися с общим недоразвитием речиВ последнее время для общеобразовательного учреждения особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных форм оказания коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы и обеспечения условий освоения ими ООП НОО. Одна из таких проблем-проблема поиска новых эффективных форм оказания коррекционно-развивающей помощи детям с речевыми нарушениями (в частности, с общим недоразвитием речи) в условиях общеобразовательной школы и обеспечения условий освоения детьми с такой речевой проблемой ООП НОО.Совершенно очевидно, что решение проблемы возможно только при тесном взаимодействии всех участниках образовательного процесса: обучающихся, учителей начальных классов, узких специалистов (учителя-логопеда и педагога-психолога), родителей. Системная работа с обучающимися должна отражаться и в мониторинге, и в планировании, и в методах, приемах работы. То есть в противовес «рядоположенности» ставится «одновременность», системность, ВЗАИМОдействие специалистов. Данный подход должен последовательно реализоваться в учебно-воспитательном процессе. Одним из важных аспектов работы коррекционных учреждений для детей с речевыми нарушениями является формирование речевой среды. Создание речевой среды предполагает постоянное мотивирование общение с ребёнком независимо от его возможностей и уровня речевого развития. Важнейшим средством формирования и совершенствования речевой деятельности обучающихся является речевой режим. Понятие речевого режима включает в себя систему следующих организационно-педагогических мероприятий.1.Совершенствование речи взрослого – являющейся примером для подражания. Фонетические характеристики речи учителя сводятся к следующим признакам:-отчетливость артикуляции;-сознательная демонстрация артикуляции тренируемых звуков и слов; – -контролируемый темп речи; -громкость речи соответствует громкости речи учителя на уроке в обычном классе;-особая интонационная оформленность высказываний, обращённых к ребёнку. 2. Систематический контроль за произношением детей. Речевой режим обязывает учителей начальных классов научиться определять на слух отклонения в произношении, постоянно контролировать речь обучающихся, соотнося её качество с требованиями программы, развивать понимание различных форм и оборотов речи, её интонационную выразительность, поощрять потребность детей к активной речевой деятельности, регулировать речевое поведение обучающихся, культуру речевого общения.3.Обязательная произносительная и смысловая отработка нового речевого материала. В содержании каждого урока или занятия есть термины, слова и словосочетания, которые встречаются впервые. Отработка их произношения – задача учителя начальных классов и логопеда. Эти слова должны быть представлены в графическом виде – написаны на доске, табличке, указаны знаки словесного ударения, орфоэпии. Уроки и занятия обязательно включают элементы работы со словарями. Большое внимание уделяется работе с фразеологизмами, пословицами и поговорками, смыл которых, в силу неоднозначности, может быть не понят обучающимися с речевыми нарушениями.4.Фонетическая подготовка устных выступлений. Обучающиеся с речевыми нарушениями постоянно принимают участие в праздниках, сборах, выступают на родительских собраниях и перед другими обучающимися школы в качестве артистов с текстовыми ролями, декламаторов, участников хора. Все эти выступления требуют подготовки – речь детей должна быть максимально разборчивой, насколько позволяют произносительные возможности каждого из выступающих.5. Взаимодействие специалистов, работающих с обучающимися, имеющими речевые нарушения.Логопед информирует коллег о том, какие речевые проблемы имеются у каждого из обучающихся, над чем ведётся работа в данный момент, что могут сделать коллеги для определённого ребёнка. Это необходимо для того, чтобы они знали, с кого и что можно требовать, кому и как помочь. Взаимопосещение уроков и занятий даёт возможность педагогам целенаправленно закреплять с детьми речевые умения и навыки, полученные на занятиях с логопедом.6. Коррекционная направленность всех режимных моментов и внеклассной работы. Во внеурочное время соблюдение речевого режима ещё более важно, так как больше возможностей создать подходящую ситуацию для непосредственного, свободного и успешного речевого общения. В течение дня педагоги должны ставить детей в ситуации необходимости речевого общения, тренинга, формировать потребность в правильной речи. Исходя из перечисленных выше характеристик речевого режима, разработаны рекомендации к проведению уроков в классе для детей с речевыми нарушениями.Рекомендации к проведению уроков в классе для детей с речевыми нарушениями. 1. Речь учителя на уроке – лаконичная, но всегда чёткая, выразительная, фонетически правильная и образцовая в литературном отношении. 2. В урок включена «Речевая зарядка» – чаще всего её «речевым материалом» служат понятия, термины, сложные для произнесения слова. При отработке терминологии особое внимание обращается на произнесение звуков, наиболее часто нарушаемых: шипящих, сонорных, - их дифференциацию (существительное, прилагательное, предлог, уменьшаемое, вычитаемое, млекопитающее и др.). Слова со сложной слоговой структурой отрабатываются в послоговом произнесении: ква-драт, ат-мос-фер-ный и т.д. В речевую зарядку включаются слова, не знакомые детям, с целью расширения словарного запаса. Их лексическое значение может толковаться различными способами: с помощью подбора синонима, словесного толкования, морфемного анализа, с опорой на контекст, наглядным способом. 3. Обязательная произносительная и смысловая отработка нового речевого материала планируется в объёме до ¼ времени от учебного времени. Термины, слова и словосочетания, которые встречаются впервые, должны быть представлены в графическом виде – написаны на доске, табличке, указаны знаки словесного ударения, орфоэпии. 4. Значительная часть времени (от 2/3 до ¾ от объёма урока) отводится на речь детей. 5. Для контроля за произношением учитель использует фразы: - перед ответом ученика («Говори громко!», «Говори правильно!»); - одобрение («Хорошо!», «Говорил правильно, чисто»); - замечания, если ребёнок говорил небрежно, хуже своих возможностей, при этом необходимо дать образец правильной речи («Говоришь неправильно, послушай, как надо, повтори!»). 6. Требования к исправлению ошибок варьируются:- если учитель знает, что ребёнок может воспроизвести звук правильно, то он должен потребовать адекватного его произнесения; - если ребёнок не готов к точному воспроизведению слова, т. е. не владеет той или иной артикуляцией, следует временно допустить приближённое произношение. При исправлении произносительных ошибок большое значение имеет тактичность учителя (чтобы не вызвать у ребёнка негативной реакции). В ряде случаев учитель должен быть готов к оказанию конкретной логопедической помощи ребёнку (подсказать, где нужно сделать вдох и где говорить на выдохе, показать правильный артикуляционный уклад и т.п.). Обучающиеся используют на уроке «Памятку красивой речи».Чётко проговаривай слова.Дыши правильно.Говори свободно и уверенно.Употребляй слова, которые лучше выражают мысль.Излагай мысль последовательно.Следи не только за своей речью, но и за речью товарищей.Исправляй ошибки, соблюдая культуру общения.Список используемой литературы:Колповская И.К. Влияние недоразвития речи на усвоение письма // Школа для детей с ТНР. — М, 1961. Маркова А.К. О преодолении нарушений слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Совещание-семинар по вопросам обучения в школе для детей с ТНР. — М, 1964. Соботович Е.П. Методические рекомендации по преодолению первичных нарушений речевого развития у учащихся подготовительного и первого классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Киев, 1989.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X