Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Старостин Аркадий Егорович

Организация самостоятельной деятельности на уроках изобразительного искусства

скачать документ

Вернуться назад

Организация самостоятельной деятельности на уроках изобразительного искусства.Старостин Аркадий ЕгоровичМБОУ «Красноручейская ООШ»Республика Саха (Якутия)Учитель изобразительного искусстваПовышение качества образования является одной из актуальных проблем нашей школы, района, республики. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса. Наша школа уже работает в условиях действия новых образовательных стандартов. Искусство, являясь носителем культурных норм позволяет приобщаться к прекрасному наследию и творить свои предметы искусства, грамотно и творчески.Проблема: Нужно увеличение доли самостоятельности учащихся при выполнении творческих заданий. Цель: создание условий для формирования самостоятельной , деятельности на уроках изобразительного искусства. Гипотеза исследования: увеличение доли самостоятельности учащихся при выполнении творческих заданий позволит сформировать художественную компетенцию учащихся. Объект исследования – процесс обучения изобразительному искусству. Предмет: художественная деятельность на уроках изобразительного искусства. Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи:-выявить умения, входящие в художественную компетентность;-определить возможности предмета изобразительное искусство в формировании художественной компетентности;-проанализировать уровень сформированности художественной компетенции на уроках изобразительного искусства.В эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. В свою очередь, это отразилось на структуре школьного урока. На уроке целью учителя становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Таким образом, на первый план выходит формирование навыков самостоятельного обучения, т.е. увеличение степени самостоятельности ученика на уроке, учитель становится помощником, консультантом. Однако это требует изменения в преподавании предметов. Для того, чтобы уроки изобразительного искусства были результативными, действенными, имеющими непосредственное отношение к интересам учащегося, его родителей изменил деятельность учащихся на уроке. На первое место при этом выходит общие подходы к организации урока. Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами. Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к восприятию картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Незаменимую роль в этом играют уроки изобразительного искусства. Человек, понимающий язык графики, живописи, скульптуры, гораздо глубже воспринимает другие виды искусства.Одной наблюдательности мало, чтобы обладать способностью замечать красоту описываемого. Нужно хотя бы немного рисовать самому и при этом необходимо понимать и любить изобразительное искусство. Грамотно нарисовать может научиться каждый, так же как читать и писать. И даже если человек не ставит перед собой цель стать профессиональным художником, он узнает в процессе обучения цену точной линии, удачного мазка, поймет, насколько сложна и трудоемка работа художника. Кроме того, элементарное умение владеть карандашом и кистью очень пригодится в жизни.Поэтому обучать учащихся грамоте рисования, основам теории и истории изобразительного искусства, через организацию самостоятельной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства становиться актуальной.А главной задачей учителя изобразительного искусства ставится задача пробуждения фантазии ученика, увлечение его творчеством без навязывания собственных мнений и вкусов. Для этого не стоит жалеть ни ярких красок, карандашей, самой хорошей бумаги. В этом родители первые помощники. Учащиеся должны увидеть силу художественных материалов и их возможности.Освоение детьми элементарной грамоты изобразительного искусства в основной школе - залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно-выразительных средств.И так, увеличение доли самостоятельной работы школьников. Незначительная доля самостоятельности ученика, ученик выполняет задания учителя, учитель контролирует и направляет. Ученик активен при получении нового знания, используются проблемная технология обучения, проектная и исследовательская деятельность ученика на уроке. Таким образом, через организацию самостоятельной деятельности учащихся на уроке учитель получает возможность развивать их художественную компетентность.Для того чтобы создать условия для формирования художественной компетенции на уроках изобразительного искусства были применены различные виды деятельности учащихся на уроке с нетрадиционными материалами и техниками позволяющими формировать подвиды художественной компетенции через язык изобразительного искусства (форма, цвет и композиция).Так, например, возможность использования сложных техник, таких как граттаж, монотипия, изонить, ставит ребенка в ситуацию выбора, заставляет его проявлять активность при освоении техник. Это позволяет с одной стороны, усилить интерес ребенка к предмету, с другой стороны – глубже раскрыть образ, композицию, делает работу интересней и ярче. При этом необходимо обеспечить постоянную поддержку со стороны учителя, чтобы сложность техники не стала препятствием для ребенка, причем помощь должна быть необходима и достаточна, ребенок должен постоянно чувствовать уверенность, что он может выполнить работу самостоятельно.Для эффективности достижения цели учащимися на уроке при выполнении творческой работы применялись различные формы организации их деятельности:коллективная форма обучения, внутри которой, дети учатся взаимодействовать друг с другом. Такое обучение приводит к более полному развитию возможностей каждого ребенка, увеличивает его самостоятельность в учебном процессе; работа в паре. Хорошим вариантом коллективной формы обучения является работа в так называемых гомогенных парах (т.е. в парах, не делимых на «учителя» и «ученика», а равноправных по отношению к выполняемой работе). При этом не нужно определять состав; индивидуальная деятельность.А также детям очень нравиться выполнять контрольно-измерительные материалы в виде тестов, кроссвордов, викторин, позволяющие оценить уровень сформированности художественной компетенции. Любая выполненная на уроке работа может быть оценена с точки зрения сформированности художественной компетенции. Анализ и оценка результатов деятельности за период 2018 – 2021 годыИспользование современных технологий обучения, а также наличие системы мониторинга индивидуальных учебных достижений позволило обеспечить стабильные результаты достижений обучающихся, причем значительно превышающие средний балл по школе.Это можно проследить по таблице, показывающей позитивную динамику общей успеваемости и «качества знаний» учащихся одного класса за последние три годаУчебные годыКлассУспеваемость, %Качество, %2018-20195100602019-20206100802020-20217100100Из таблиц видно, качество обучения по предмету на протяжении трёх лет оставалось стабильно высоким и наблюдался рост показателейТакже, результаты участия в творческих конкурсах различного уровня определяют успешность участия в конкурсах, выставках и т.д.Данная деятельность реализуется и в дополнительном образовании в рамках проекта «Рисуем все».Итак, в организации самостоятельной ,художественной творческой деятельности учащихся я показал, как важно помочь ребёнку, прикоснувшемуся к красоте, самому стать её творцом. В этом и заключается роль педагога, открывающего перед своими учениками дверь в удивительный мир искусства.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X