Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Урманова Галия Заримовна

Технологическая карта урока языка по теме "Односоставные предложения. Назывные (номинативные) предложения" в 8 классе адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с задержкой

скачать документ

Вернуться назад

Открытый урок русского языка в 8 «а» классеУчитель русского языка и литературы: Урманова Галина ЗаримовнаТема: «Односоставные предложения. Назывные (номинативные) предложения»Цель урока: дать понятие назывного предложения; показать особенности назывных предложений, их значение и сферу употребления.Задачи урока:образовательные: - выработать умение находить и узнавать назывные предложения в тексте, - научиться определять роль назывных предложений в художественной речи; - способствовать правильному употреблению их в собственной речи; - формировать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;развивающие: - продолжать развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры;- формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные):- развивать умения формулировать проблему, доказывать свою точку зрения;- развивать умение применять новые знания;- развивать творческие, речевые способности у обучающихся;- развивать умение логически мыслить, делать выводы, обобщать; - развивать навык самостоятельной работы.воспитательные: - совершенствовать коммуникативные навыки общения;- воспитание ценностного отношения к родному языку и слову.Тип урока: урок усвоения новых знаний.Технология урока: проблемно - диалоговая.Формы организации работы на уроке: фронтальная, самостоятельная, в парах.Методы и технологии:- догматический метод (слово учителя, рассказ, объяснение);- репродуктивный метод;- эвристический (беседа, наблюдение, лингвистический анализ, самостоятельный анализ);- практические методы обучения (формирование учебно-познавательных умений, работа в парах, исследовательская работа, тестовая работа),- методы контроля (самопроверка, взаимопроверка).Ресурсы: ПК учителя; медиа проектор; презентация по теме; учебник; рабочая тетрадь; программное обеспечение; УМК Тростенцова, Ладыженская; раздаточный материал; словари; сетевые ресурсы.Межпредметные связи: литература.Технологическая карта урока:№Этап урокаЦель этапа Виды деятельностидеятельность учителядеятельность обучающихся1.Организационный моментСоздать положительный эмоциональный настройЗдравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости. Да, ребята, у нас на уроке гости. Но никто из нас не волнуется, работаем четко и продуктивно. Я уверена, что мы успеем сделать все, что запланировано.Учащиеся приветствуют друг друга и гостей.2.Мотивация. Актуализация знаний.Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.Слайд 2. Урок я начну с высказывания великого русского писателя, нашего земляка, Льва Николаевича Толстого:«Важно не количество знаний, а их качество. Можно знать очень много, не зная самого нужного» (Л.Н.Толстой)-Как цитата Л.Толстого может относиться к нашему уроку?- Где нам могут пригодиться эти знания?Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.Эти знания могут пригодиться при выполнении упражнений, ГИА.3.Повторение и закрепление ранее изученного материала.Проверить теоритические знания и практические умения обучающихся распознавать виды односоставных предложений.- Можно ли изучать новый материал без опоры на изученный ранее?-Прошу приготовить кластер по теме «Односоставные предложения», чтобы ответить на вопросы.Слайд 3.Фронтальный опрос - Какие предложения называются односоставными? - На какие группы делятся односоставные предложения по форме главного члена? - Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом сказуемым. - Какие предложения называются определенно-личными? - Какие предложения называются неопределенно-личными? - А что это за предложения обобщенно-личные? - Какие предложения называются безличными?Слайд 4.Слайд 5.Упражнение на определение вида предложения по наличию грамматических основ предложения.Задание: дайте характеристику предложениям по наличию грамматических основ.1.Брожу по набережной снова. (о/л) (я-1л, ед.ч.)2.Повеет полем, первой бороздой. (б) (лич.гл в безлич. ф.)3.Его везли из крепости, из Бреста. (н/л) (Они-3л, прош.вр.)4.В лесу держался запах прелой травы. (двусост.)5.В Сибири не любят горячку и спешку. (н/л) (Они-3л,наст. вр.)6.Сначала думай – потом говори . (об/л) (2л. ед.ч. Пословица)НельзяОтвечают на вопросы (при затруднении обращаются к кластеру об односоставных предложениях.)Определяют вид предложения, опираясь на кластер, доказывают правильность своего ответа4.5.Этап открытия новых знаний. Целеполагание.Закрепление новых знаний, умений и навыковНаучить находить назывные предложения, отличать их от других односоставных предложений,отличать назывные предложения от двусоставных, определять роль назывных предложений в художественной речи.Слайд 6. (таблица Односоставные предложения)- Посмотрите на таблицу еще раз и определите, о каких предложениях мы ничего не сказали? - Сформулируйте тему урока.- Попробуйте самостоятельно предположить и сформулировать цели нашего урока.Проблема-вызов- Открываем тетради. Пропускаем две строки и записываем три назывных предложения. (Запись на доске)Двадцать второе января (подлежащее состоит из сочетания числительного с сущ., второстеп. чл. нет, поэтому это предлож. нераспр.)Классная работа (подлежащее выр. сущ., есть второстеп. чл. Определение, поэтому предлож. - распр.)Назывные (номинативные) предложения (подлежащее сущ., есть второстеп.чл. определение, поэтому предлож.- распр.)- Докажите, что эти предложения назывные. Определите грамматическую основу предложений. Выделите второстепенные члены предложения, если они имеются.Слайд 7. (Сравни предложения)- Что мы уже знаем о назывных предложениях? Промежуточный вывод.-Итак, мы приблизились к определению понятия «назывные предложения». Какие же предложения являются назывными?Слайд 8-9. (Кластер)Составим кластер «Назывные (номинативные) предложения» («Н»)- Закончите предложения.Назывными (номинативными) называются предложения… ОдносоставныеГлавным членом этих предложений является… Подлежащее. Подлежащее выражено…именем существительным в И. п. именем числительным или сочетанием имени числительного с существительным или с/с сущ.+ сущ. По наличию или отсутствию второстепенных членов бывают… распространенными и нераспространеннымиНазывные предложения могут быть распространены только… определениемОпределение может быть выражено… именем прилагательным, стоящим перед подлежащим Слайд 10.- Что узнали нового? Прочитайте еще раз заполненный кластер о назывных предложениях.Работа с учебником.- Откройте учебники на стр.101 и прочитайте правило.- В учебнике очень мало информации, поэтому мы с вами и составили кластер. Исследовательская работа- Сейчас прозвучит стихотворение А Фета, появление которого вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, другие удивлялись, а третьи возмущались…- Восхищались чем? Удивлялись чему?- Послушайте стихотворение и попытайтесь ответить на эти вопросы.Слайд 10. (Видеоролик к стихотворению)Слайд 11.Стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»Шепот, робкое дыханье,Трели соловья,Серебро и колыханьеСонного ручья,Свет ночной, ночные тени,Тени без конца,Ряд волшебных измененийМилого лица.В дымных тучках пурпур розы,Отблеск янтаря,И лобзания, и слезы,И заря, заря!Слайд 12.Словарная работа- Все ли слова вам понятны? (Индивидуальное задание. Дано было заранее, до урока)- Прочитайте словарную статью о лексическом значении словЯнтарь – окаменевшая живица древнейших хвойных деревьев(обычно прозрачная, цвета от бледно-воскового до темно-красного), обрабатываемая для украшений, а также используемая в медицине, приборостроении и других производствах.Пурпур – темный или ярко-красный цветЛобзание – книж., поэт., устар., - целование, поцелуи.Слайд 13. ( «Шепот, робкое дыханье…»)- Определите стиль текста? (художественный)- Определите вид этого текста? (стихотворение)- Как вы это определили? (есть рифма)- А что необычного, особенного в нем с точки зрения синтаксиса?- Какая часть речи здесь отсутствует? (Глагол)- А какие части речи здесь есть? (Сущ. и прилаг.)Одни восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира. Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. В этом стихотворении нет действия, но очень образно с помощью существительных рисуется картина ночи.А Л.Н. Толстой восторженно отмечал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина».- Как вы понимаете слова Л. Н. Толстого? - Соглашусь с вами, что СЛОВО – это одна из форм познания мира. Каждое слово – картина.Слайд 14. («Шепот, робкое дыханье…»)Шепот, робкое дыханье,Трели соловья,Серебро и колыханьеСонного ручья,Свет ночной, ночные тени,Тени без конца,Ряд волшебных измененийМилого лица.В дымных тучках пурпур розы,Отблеск янтаряИ лобзания, и слезы,И заря, заря!Все стихотворение представляет собой одно предложение, состоящее из однородных членов – подлежащих (между ними ставится запятая). Оно и читается на одном дыхании, с перечислительной интонацией. Это позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться её неповторимой красотой. Назывные предложения, характерные для большинства стихотворений А.ФетаО предложениях с главным членом – подлежащим. О назывных предложенияхФормулируют тему. Определяют, проговаривают цели и задачи урока.- Находить назывные предложения,отличать их от других видов односоставных предложений. Открывают тетради, записывают число и «Классная работа», «Назывные (номинативные предложения».Находят подлежащее, выделяют его графически, находят определение. Доказывают. В этих предложениях есть только подлежащее, выраженное именем числ. с сущ. и только сущ., есть второстепенный член – определение.полученные знания закрепляют, дают определение, заполняя кластер (приложение №1)Зачитывают заполненный кластер (приложение №1)Читают определение «Назывные предложения» в учебникеСмотрят видеоролик и слушают чтение стихотворения.Называют непонятные слова. Непонятные слова: янтарь, пурпур, лобзание. Ученик зачитывает словарную статью о лексическом значении слов (инд. задание)Определяют стиль текста.Называют особенности текста, высказывая свои предположения.В нем нет ни одного глагола. Есть имена существительные, имена прилагательные. Объясняют высказывание писателя. 5.Применение знаний на практике.Закрепить умение находить назывные предложения и другие виды односоставных предложений, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.Слайд 15.Назывные предложения в художественных текстах.Слово учителя- Назывные предложения широко используются в художественной литературе, вводя читателя в живую картину изображаемой действительности. Это своеобразные средства выразительности. Они либо рисуют неподвижную картину, либо передают движение чего-либо или кого-либо. Особенно широко используются назывные предложения в поэтической речи.Поэзия, по выражению русского лингвиста Александра Афанасьевича Потебни, «есть одна из форм познания при помощи слова».Назывные предложения очень кратки (лаконичны). Они произносятся с интонацией сообщения. Называя предметы, рисуя пейзаж, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия.Упражнение в нахождении назывных предложений. Работа в парах по карточкам.- Предлагаю вам отрывки из поэтических текстов русских поэтов. Вы их знаете, учили или слышали. Ваша задача: найти главные члены предложения и доказать, что это именно назывные предложения.- Работаем в парах. При затруднении обращаемся к кластеру. Как закончите работу, поднимите руку.Проверка работ по слайду.Слайд 16. (А. Ахматова)1 пара. Вот как Анна Ахматова пишет в стихотворении «Двадцать первое. Ночь…»Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле. (Через конкретное время, предметы автор передаёт чувство любви).Слайд 17. (А. Блок)2 пара.Например, у Александра Блока в одноименном стихотворении читаем:Ночь, улица, фонарь, аптека,Бессмысленный и тусклый свет.Живи еще хоть четверть века –Все будет так. Исхода нет. Умрешь – начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. (Блистательный образец того, как синтаксическими средствами автор способен передать свой замысел. Так возникает картина мёртвой неподвижности, уныния, обыденности). Слайд 18. (А. Пушкин)3 пара.А вот строки А.С. Пушкина:Мороз и солнце! День чудесный! _________- Вспомните, из какого стихотворения эти замечательные строки? (Зимнее утро)Еще ты дремлешь, друг прелестный –Пора, красавица, проснись:Открой сомкнуты негой взорыНавстречу северной Авроры,Звездою севера явись!(Как лаконично поэт создает картину прекрасного зимнего утра, которая так и манит на улицу).Каждое слово – картина. Эти слова Л. Н. Толстого можно отнести ко всем поэтам, чьи строки мы сегодня читали. Думаю, Л. Н. бы не обиделся.Работают в парах по карточкам. Учащиеся находят гл. члены предложения, доказывают, что эти предложения назывные. При затруднении обращаются к кластеру «Назывные предложения». По окончании работы сдают учителю для проверки.Вспоминают название стихотворения А. Пушкина.6.РефлексияПодвести итог работы на уроке, определить, что нового узнали, чему научились на уроке.Поставить оценки за урок, понять, как оценивают свою работу сами ребята. Слайд 19. (Рефлексия)- Итак, урок подошел к завершению.- Решили мы задачи, поставленные перед собой в начале урока?- Что понравилось больше всего?- Что показалось самым трудным?- Поднимите руку, кто получил удовлетворение от работы?- Попробуйте выразить свое отношение к уроку назывными предложениями, т.е. именами существительными. (Интересный урок. На уроке приятная обстановка.(Страх. Ожидание. Удивление. Радость. Удовлетворение.)ОЦЕНКИ за урок. Высказывают своё мнение. Стараются составить назывные предложения для выражения своего отношения к уроку.7.Домашнее задание.Закрепить знания и умения, полученные на уроке, уметь выразительно читать назывные предложения; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к языку выполнять задания творческого характера.Слайд 20. (Дом. адание)Мини-тестПрочитайте предложения и запишите в тетради номера назывных предложений.В хорошую погоду не сидишь дома.В лесу потемнело.Слезами горю не поможешь.Укутанные инеем, притихшие леса.Светлые дали.Вход в музей.Ясный день.Пахнет прибитой дождём пылью.Мне не работалось.Я не работал.Первый звонок.Правильный ответ№ 4, 5, 6, 7,11. .Приложение 1Кластер «Назывные предложения»Назывными (номинативными) называются предложения…___________________________Главным членом этих предложений является… _________________________________________Подлежащее выражено…____________________По наличию или отсутствию второстепенных членов бывают… ___________________________Назывные предложения могут быть распространены только… ___________________________Определение может быть выражено… ___________________________Приложение 21 пара. Анна Ахматова.Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. 2 пара. Александр Блок.Ночь, улица, фонарь, аптека,Бессмысленный и тусклый свет.3 пара. А.С. Пушкин.Мороз и солнце! День чудесный!Приложение 3Домашнее задание. Мини-тестПрочитайте предложения и запишите в тетради номера назывных предложений.В хорошую погоду не сидишь дома.В лесу потемнело.Слезами горю не поможешь.Укутанные инеем, притихшие леса.Светлые дали.Вход в музей.Ясный день.Пахнет прибитой дождём пылью.Мне не работалось.Я не работал.Первый звонок.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X