Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Чуватова Таисия Георгиевна

"Роль учебно-исследовательской деятельности в повышении качества знаний в процессе преподавания биологии»

скачать документ

Вернуться назад

"Роль учебно-исследовательской деятельности в повышении качества знаний в процессе преподавания биологии»Одним из важнейших показателей профессиональной компетентности учителя является качество урока. Однако в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Образовательная инициатива «Наша новая школа» – ориентир деятельности педагогов. А.В. Хуторской считает, что компетентностный подход в образовании предполагает освоение учениками личностно значимых для них и - одновременно - для общества (социума) вещей, связанных с реальными объектами изучения (а не только знаниями о них), обязательным опытом деятельности по отношению именно к этим объектам. Постоянно встают вопросы : как сделать обучение более интересным, творческим, понятным каждому? Как можно учить всех детей без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в самостоятельном поиске? .. . Ответы на эти вопросы мы, учителя биологии лицея №3 имени А.С. Пушкина г. Саратова, находим организуя учебно-исследовательскую деятельность на уроке. Цель работы: показать пути решения проблемы усиления практической ориентации в преподавании биологии в лицее №3 имени А.С.Пушкина. Решение задачи усиления практической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся. Надо готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и преумножать, творчески перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщаться к научно - исследовательской деятельности уже в школе. Следовательно, современный педагог должен формировать у ребёнка целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным.  Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми  для конкретного учащегося). Виды исследовательской деятельности:- на уроке: 1.Применение исследовательских методов изучения (учитель предлагает проблемное задание, учащиеся без помощи учителя ищут способ решения)2.Проведение учебного эксперимента (лабораторные работы- субъективно новые знания )3.Нетрадиционные уроки (урок -  презентация «Планеты земной группы», ток-шоу «Суд над бактериями», «Турнир юных биологов», «Создание мини – проектов» и др.4.Домашние задания исследовательского характера:Наблюдение за живыми объектами, своим организмом,опыты с растениями и домашними животными (выработка условных рефлексов..),творческие задания – «Путешествие по клетке», кроссворды, викторины, презентации, летние задания (сбор гербарий, коллекций), домашнее задание исследовательского характера.Мы используем различные жанры уроков, с применением исследовательского подхода: урок – исследование;урок – лаборатория;урок – творческая мастерская;урок – проектирование;урок – экспертиза;урок – ТРИЗ;урок «открытых мыслей»…урок –музей, урок на природе Во время исследовательской работы  каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать  свою компетентность, ощутить успех. .В ходе работы над учебным исследованием возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.Важное условие исследовательской деятельности – это умение работать с литературой, в первую очередь с учебником. В ходе обучения я применяю традиционные приемы работы с учебником, такие как выделение главной мысли текста учебника, составление плана параграфа, заполнение схем, таблиц на основе текста учебника и другие, которые обеспечивают усвоение знаний и умений воспроизводящей, исполнительской деятельности. При работе с учебником я использую прием «пометки на полях», который позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Ученики знаками отмечают на полях учебника или данного им текста новую информацию, ту, что идет в разрез с их мнением, и то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке не конечны, многое остается неизученным. Это стимулирует учеников к поиску ответа на вопросы, обращению к различным источникам информации.Развивающее обучение обязательно должно включать целенаправленные, методически продуманные даже непродолжительные по времени лабораторные работы.Однако практические и лабораторные работы, как правило, проводятся по инструктивной карте, составленной учителем. Новизна работы заключается в том, что инструктивные карты, составленные на два уровня (стандартный и продвинутый), позволяют слабым учащимся поэтапно выполнять работу, а сильным - проявить творческий подход к решению проблемы. Инструктивные карты продвинутого уровня содержат лишь цель исследования и незначительные "подсказки", в то время как карты стандартного уровня определяют всю последовательность действий.Например, в 10 классе выполняется лабораторная работа «Расщепление перекиси водорода ферментом каталазой». Одна часть учащихся выполняет работу по инструктивной карточке, а другая - дополняет ее другими исследованиями, выясняет опытным путем влияние температуры, количества фермента и субстрата, кислотности среды, увеличения площади соприкосновения веществ на активность фермента. Некоторые ученики продолжают изучение ферментов, выполняя домашнее задание, готовят рефераты и доклады.Формы организации исследовательской деятельности учащихся разнообразны На первом этапе формирования навыков исследовательской деятельности мы применяем проектную технологию, что позволяет учащимся освоить общие основы исследовательской деятельности. На втором этапе учащимся предлагаются к выполнению мини-исследования, в ходе которых учащиеся применяют знания в разных областях человеческой деятельности. На третьем этапе мы предлагаем более глубокую исследовательскую деятельность и работа проводиться только с учащимися наиболее подготовленными и заинтересованными в продолжение исследовательской деятельности по биологии. На этом этапе работы появляется необходимость сотрудничества с преподавателями вузов.Например, на уроках введены элементы научно-исследовательских работ при прохождении темы «Генетика человека». Учащиеся составляют свои родословные, анализируют схемы, составленные товарищами, делают и изучают отпечатки пальцев, берут мазки слизистой ротовой полости, рассматривают половой хроматин. Выясняют, используя близнецовый метод, роль наследственности и среды в развитии признаков. МЫ таким образом, проводим мини-исследования, которые потом перерастают в большую исследовательскую работу. Так в 2019-2020 годах были выполнены работы по темам: «Близнецовый метод генетики». «Дерматоглифика», «Половой хроматин», «Цитогенетический метод генетики». Работы были представлены на городских научно-практических конференциях и все высоко оценены, получили дипломы разной степени. Исследовательская деятельность ведется на основе индивидуальных программ, программ спецкурсов, что позволяет использовать разнообразные виды исследовательского творчества учащихся с широким применением информационных технологий, включая Интернет-ресурсы. Исследовательская работа может проводиться большими группами учащихся и длительное время. Так учащиеся 10 и 11 классов изучали близнецов школы и района на протяжении 5 лет. Они сравнивали их внешний вид, индивидуальные параметры развития, отпечатки пальцев, состав крови, группы крови, измеряли давление, уровень сахара в крови (по результатам медицинских осмотров). Исследователи проводили сравнение данных одно - и дизиготных близнецов, делали выводы о роли наследственности и среды в развитии признаков. В 2019 году работа была представлена на городской научно-практической конференции и удостоена призового места. (Медико-биологический лицей). Мы поддерживаем связи со многими вузами города и лабораториями научных институтов, где учащиеся получают консультации и часто на базе данных учреждений выполняют научные работыОпыт деятельности учащихся формируется также в деловых ,ролевых, имитационных играх. Опыт учебно-исследовательской деятельности презентовала Семенова М.Н на Всероссийском съезде учителей биологии.О вполне осознанном выборе при определении важнейших ориентиров своей исследовательской деятельности, и ее значении для собственного личностного развития свидетельствуют следующие ответы учащихся лицея: на вопрос «Что я ожидал и что получил от научно-исследовательской деятельности?» ребята ответили: 1.Полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни и. несомненно, повлияют на выбор профессии -50 %.2.Работа над исследованием помогла моей самореализации -15%.3.В процессе исследовательской деятельности я общался с интересными людьми–исследователями, учеными, участвовал в научных конференциях -12%. 4.В процессе научного исследования я понял, как важно много знать, как много надо читать, научился работать с литературой и другими источниками информации-10 %5.Приобрел много друзей по интересам-8 %.6.Научился выступать на публике, не бояться аудитории-5%. Диагностические исследования учащихся лицея сотрудниками психологической службы показали наличие потребностей и возможностей лицеистов заниматься научно-исследовательской работой. Психолог лицея утверждает, что научно-исследовательская деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности. Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся способствует развитию социально-активной личности субъектов образовательного процесса.Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей создает в учебном заведении новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития лицея как инновационного учебного заведения нового типа.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X