Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Чистякова Лариса Владимировна

Методическая разработка урока

скачать документ

Вернуться назад

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Судайская средняя общеобразовательная школа имени Н.Ф.Гусева Чухломского муниципального района Костромской областиМетодическая разработка урока ОБЖ 9 классАлкоголь разрушает личностьПреподаватель – организатор ОБЖЧистякова Лариса ВладимировнаУрок ОБЖ. 9 класс Тема: «Алкоголь разрушает личность».Образовательные:объяснить учащимся действие алкоголя на организм;познакомить с распространёнными мотивами и последствиями употребления алкоголя.Развивающие:развивать способности учащихся к социальному взаимодействию и сотрудничеству (работе в группах);способствовать развитию критического мышления.Воспитательные:способствовать выработке негативного отношения к употреблению алкоголя.План урока:1. Что такое алкоголь.2. Действия алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека.3. Как алкоголь влияет на организм человека.4. Алкоголь и закон.5. Причины употребления алкоголя.6. Вывод урока.Материалы:1. Компьютер.2.Проектор.3.Магнитная доска.4.Карточки с изображением различных напитков, этикетки напитков.5.Раздаточный материал для создания фоторобота внешности пьяного человека.6.Раздаточный материал (аргументы «за» и «против»).Ход урока Орг.момент. Сообщение темы и целей урока.Народная китайская мудрость гласит: "Путь длиной в тысячу шагов начинается с первого шага". И это относится к любому пути: в каждый момент перед тобой выбор - пойдёшь ты по пути разума или по дороге, которая приведёт тебя к бездне.На прошлом уроке мы говорили о самой распространённой вредной привычке - курении. Тема нашего сегодняшнего урока: "Алкоголь разрушает личность".(совместное целеполагание)Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (ответы детей)Что такое алкоголь? Как он воздействует на организм подростка? Каковы последствия этого воздействия? А также, каковы возможные способы решения жизненных проблем без употребления алкоголя? - Вот круг вопросов, которые мы обсудим на уроке.Актуализация знаний.Самый опасный и распространенный наркотик выпускается не в таблетках и капсулах, а в банках или бутылках. Достаточно странно, но этот наркотик вполне легален. Национальный совет по алкоголизму утверждает, что ежегодно от алкоголя погибают 98 тысяч человек - в это число входят заболевания, связанные с алкоголизмом, автомобильные катастрофы, самоубийства, убийства на почве злоупотребления алкоголем и т.п. Ни один другой наркотик не может похвастать таким массовым уничтожением молодых людей обоего пола, каждый пятый из которых является у нас бытовым пьяницей.Кривая подросткового алкоголизма в последние годы поползла вверх. Некоторые родители облегчённо вздыхают, когда узнают, что их чада "всего лишь" пьют. Иные родители даже поощряют своих детей к выпивке. Полагая, что "незапретный" плод будет менее сладок. Однако, как правило, всё происходит как раз наоборот. За последние 3 года заболеваемость алкоголизмом среди подростков выросла в 5 раз.Чем же грозит человеку увлечение алкоголем?Для начала давайте сформулируем определение понятий алкоголь, алкоголизм.Что такое «алкогольные напитки»?Какие напитки называются алкогольными? (рассмотрим на доске карточки)На основании, какого признака можно сделать заключение о том, алкогольный это напиток или нет?А что такое – алкоголь?Независимо от того, пьёт ли человек шампанское, вино, пиво, водку, коньяк…, он вводит в свой организм этиловый спирт (винный), или Этанол - Это бесцветная, прозрачная, летучая, воспламеняющая жидкость, которая легко смешивается с водой.Эталон входит в состав спиртных напитков.Термин «алкоголь» - это синоним славам «этанол» или «этиловый спирт.В разных напитках содержится различное количество этанола. Для это достаточно изучить этикетку бутылки.Пиво – 2-6% этилового спирта; вино – 7-12%; ликёр 20 – 30 %; водка – 40%; коньяк – от 40%.Рассмотрим карточки.Вывод: Алкогольные напитки все те, в состав которых входит этиловый спирт (тетрадь)А что такое алкоголизм?Новый материал Действие алкоголя на внешний вид человека.Можно ли по каким – либо признакам догадаться, что человек употребляет «алкогольные напитки»? (раздаются карточки с изображением элементов лица человека).Задание: путем сочетания отдельных элементов надо составить портрет человека (по принципу составления фоторобота)По внешнему виду можно понять что, человек употребляет алкоголь.покраснение лица и шеи;покраснение и повышенная влажность слизистой оболочки глаз;затуманенный, тяжелый взгляд;отечность лица;неопрятность и неряшливость в одежде.Только ли по изменению внешнего вида мы понимаем что, человек находится под воздействием алкоголя?Показ слайдов «Особенности поведения» частое проявляет агрессивное или развязное поведение по отношению к окружающим;речь становится более громкой и часто невнятной;отсутствие правильной координации движений;суетливость или заторможенность.В состоянии опьянения человек теряет способность критически оценивать себя.Недаром народная мудрость гласит: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».Смысл в том, что контроль сознания над мыслями, чувствами, эмоциями у пьяного человека отсутствует.Вывод: Не только внешность, но и особенности поведения человека могут свидетельствовать об употреблении спиртных напитков (тетрадь)Влияние алкоголя на организм человека. То воздействие алкоголя на человека, которое мы способны увидеть, - это изменение его внешности и поведения.Но какое его влияние на работу внутренних органов? (рассмотрим слайды)Зачитать в учебнике Вывод: В организме нет ни одного органа или системы органов, которые бы остались «безразличными» к введению в организм алкоголя.Все они связаны, нарушение деятельности одного из них приводит к сбоям в работе других. Пока его злоупотребление не приведет к самым тяжелым последствиям и даже к смерти (тетрадь)Алкоголь и закон.Давайте попробуем разобраться, почему законом определен именно такой возраст для запрещения употребления алкогольный напитков – не моложе 21 года?Рассмотрим слайд «Этапы взросления». В возрасте 1 года - человек умеете ходить, произносит слова; В 3 года – уверенно ходит, разговаривает, рисует;В 7 лет – идет в школу: читает, пишет;В 10 – 11 лет – изучает отдельные предметы, имеет определённые достижения в спорте;В 16 – 17 лет – много общается с разными людьми, путешествует, выбирает профессию, поступает в институт.Всеми этими процессами освоения новых возрастных достижений управляет мозг человека. Растёт человек, растёт мозг.Как вы думаете, что произойдет с человеком, если в каком – то возрасте он решит начать употреблять спиртные напитки?(На слайде, над 10- летним мальчиком накладывается сверху бутылку)Мозг пьющего человека не будет развиваться дальше, и он останется с теми умениями и навыками, которые успел приобрести, новые он освоить не сможет.Вывод: Чтобы приобрести все необходимые по возрасту умения и навыки, человеку необходима физиологическая зрелость – сформированность клеток головного мозга, который управляет процессами в организме. Завершения такого формирования заканчивается к 21 году (тетрадь) Почему люди употребляют алкогольКогда нам предлагают выпить алкогольный напиток, обычно в качестве повода для выпивки приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях.Задание соединить стрелками аргумент «против» с аргументом «за»Аргументы «за» Аргументы «против»(ложные причины) (последствия употребления алкоголя)Алкоголь употребляют… … А в результате:чтобы было веселей замерший на улице пьяный человекчтобы решить проблемы пьяный переходит дорогу на красный светчтобы согреться человек уволен за пьянствопотому что личное дело каждого алкоголик в больницечтобы не бояться драка в компании пьяныхчтобы вылечиться горе в семье и испуганные окружающиеОтветы на 12 слайдеВывод: Алкогольные напитки наносят вред здоровью человека и его жизни, необходимо уметь отказываться от предложения употребить эти напитки (тетрадь)Подумать, как правильно решить проблему;Поделиться своим состоянием с родителями;Пообщаться с друзьями;5. Практическая работа (метод кооперативно- группового обучения). Учащиеся делятся на 4 группы:I группа - медицинские работники - обсуждают вопрос об отрицательном воздействии алкоголя на здоровье.II группа - спортсмены - обсуждают вопрос об отрицательном влиянии алкоголя на физическую подготовку человека.III группа - психологи -обсуждают вопрос об отрицательном влиянии алкоголя на психику человека.IV группа - социальные работники - обсуждают вопрос о разрушительном воздействии алкоголя на семью и воспитание детей.6. Ролевая игра "История друзей, произошедшая на дискотеке"(учащиеся продолжают работу в 4 группах)После окончания четверти группа ребят: Ира, Марина, Антон и Саша решили пойти на дискотеку и отпраздновать это событие. Антон предложил всем купить по баночке пива. Ребята согласились.Ира решила выпить пива, т.к. полученная ею "2" по математике испортила настроение.Антон подумал, что выпив пива, он сможет высказать свои чувства Марине.Саша посчитал, что пиво поможет ему танцевать без стеснения.Марина - весёлая и озорная, решила поддержать своих друзей.После выпитого ребят было не узнать.У Иры к плохому настроению добавились головная боль и ужас от предстоящего разговора с родителями.Антон, после выпитого, стал ревновать Марину, т.к. она стала вести себя раскованней и между ними развязалась ссора.Саша стал посмешищем на дискотеке, т.к. музыку он не слышал и танцевал невпопад.На поведение Марины обратили внимание сотрудники милиции и предложили ей направиться в милицию.Вопрос: смог ли каждый из ребят решить свои проблемы? Предложите конструктивный способ решения каждой проблемы без употребления алкоголя.7. Вывод урока.Рефлексися• человек, страдающий алкоголизмом, наносит ущерб своему здоровью, становится больным и поэтому он не может, как прежде, продуктивно работать, учиться и заниматься спортом;• у него пропадает желание проводить время с семьей, ходить в библиотеку, встречаться с друзьями, потому что теперь алкоголь занимает все его время;• жизнь алкоголика, заинтересованного только в употреблении спиртных напитков, становится скучной и неинтересной, все самое яркое и живое в ней теряется. Недаром в народе говорят, что скука и алкоголь «одного поля ягодки».Неоднократное употребление алкоголя (злоупотребление) может привести к развитию заболевания — хронического алкоголизма, а эта болезнь в свою очередь изменяет весь образ жизни человека, лишая его привычных занятий, увлечений и возможности общаться с близкими людьми. В жизни человека, независимого от алкоголя, происходят интересные, нужные, важные события. Мир вокруг предоставляет нам возможность видеть, наблюдать, участвовать в реальных делах. Каждому из нас предстоит многое понять, сделать, достигнуть. Однако если не заботиться о своем здоровье, то многое из того, о чем мы мечтаем, может не получиться.Давайте, перечислим полезные привычки, которые помогают укреплять и сохранять здоровье человека (слайд 15)Каждый из нас при рождении получает замечательный подарок – Здоровье.Здоровье помогает воплощать наше желания, мечты, достигать цели.Здоровый человек часто улыбается, даря окружающим хорошее настроение, и общаться с таким человеком всегда приятно.Привычка сохранять здоровье – это залог нормальной жизни для человека.А сформироваться эта привычка сможет тогда, когда сам человек будет постоянно и регулярно заниматься тем, что приносит ему пользу.8. Домашнее задание Составить кластер «Поговорим об алкоголе». Кластер английское слово в переводе означает «скопление». Кластер как подмножество результатов поиска, связанных единством темы, объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Кластер должен содержать важные, интересные факты про алкоголь и его воздействие на организм человека. В «паутине» кластера надо расположить информацию. Коварного Ал Коголя можно представить в виде страшного паука.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X