Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Антропова Мария Михайловна

Коррекционная работа для развития детей с ОВЗ.

скачать документ

Вернуться назад

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение«Елабужская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»Коррекционная работа для развития детей с ОВЗ.Антропова М.М.2022Коррекционная работа для развития детей с ОВЗ.Эмоциональное развитие детей – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.У детей развитие эмоциональной жизни происходит главным образом в условиях свободной (спонтанной) либо организованной игровой деятельности. Среди психологов и педагогов общепризнано, что игра - ключевой фактор в развитии ребенка.Основные принципы развивающих игр: совмещение элементов игры-задачи к учебно-позновательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий.Психологическое воздействие игры: развитие основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности. Формирование в игре начальных форм самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников. Во время игры со сверстниками, особенно ролевой игры, происходит становление важнейших личностных качеств ребенка, важнейшее из которых – эмпатия. Эмпатия - это способность сопереживать, сочувствовать, ставить себя на место другого; это умение понять, что потребности другого так же важны, как и твои собственные.Цель игры, два аспекта цели:- Познавательный: обучение способам действия с предметами.- Воспитательный: обучение способам сотрудничества, формам общения. Формирование осознанного отношения ребенка к своим эмоциональным проявлениям и взаимодействию с другими людьми, гармонизирующее развитие личности в целом. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.Игровые правила: правила действия и правила общения.Развитие в игре различных средств общения: движений, жестов, мимики, пантомимики, эмоций, сенсорики, внимания, памяти, мышления и речи.Виды психоразвивающих игр для детей: игры-забавы, сюжетно-ролевые игры, игры-задачи, игры-соревнования. Индивидуальные и совместные игры.В игре осваиваются нравственные нормы и формируются моральные качества ребенка. Во время игры происходит взаимодействие ребенка с окружающим миром, с миром социальных отношений, в результате чего он усваивает социальные нормы и правила, формирует эмоциональное отношение к ним (быть честным трудно порой, но надо; врать нехорошо: соврать иногда хочется, но потом бывает стыдно, и на тебя обижаются и т.п.).Игра насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний, а также предотвращения многих трудностей.Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.Поэтому главной задачей является эмоционально – личностное развитие детей:-обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;- воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;-развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами и с другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;-формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;- развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;- развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование доверия к собеседнику;- выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;- развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения;- обучение детей речевым средствам общения;- коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.В качестве основных методов и приемов можно использовать:- упражнения (подражательно-испольнительского и творческого характера);- этюды;- импровизации;- наблюдения, прогулки, экскурсии;- рассматривание рисунков и фотографий;- моделирование и анализ заданных ситуаций;- свободное и тематическое рисование, лепка, аппликация;-   Чтение и обсуждение художественных произведений;-    Просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;-  сочинение историй;- беседы;-   рассказ педагога и рассказы детей;Внимание считают одним из важных показателей общей оценки уровня развития личности. Уровень развития внимания и памяти учащихся коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида весьма низок. Учащиеся с нарушением интеллекта смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает учитель. По этой же причине учащиеся выполняют ошибочно какую-то часть предложенной им однотипной работы. Усвоение, учащимися школьных знаний предполагает некоторую cформированность произвольного внимания. Оно у младших школьников с нарушением интеллекта характеризуется целым рядом нарушений: небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключаемостью, малой произвольностью и др. Так, рассматривая и анализируя под руководством учителя предмет, который предстоит зарисовать, ученики-олигофрены слабо фокусируют свое внимание на этом объекте, у них наблюдается отвлечение внимания на другие предметы, находящиеся в их окружении. От восприятия и анализа предмета их легко может отвлечь любой посторонний звук, действие.Учащиеся с нарушением интеллекта, особенно младшего школьного возраста, испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов возбуждения и торможения. Чрезмерное количество разнообразных видов деятельности, используемых учителем в ходе урока, приводит к быстрой утомляемости учащихся, следствием которой является неосознанное переключение внимания с выполняемого задания на что-то другое, оказавшееся в поле их зрения, т.е. происходит отвлечение внимания от выполняемой задачи.Чтобы добиться лучшего усвоения, на каждом уроке с умственно на отсталыми к детьми о необходимо и преподносимый он материал он организовать на так, к чтобы на было о мобилизовано он возможно он большое за число он рецепторов о ребенка. и Надо и дать во возможность ну ребенку на увидеть ну изучаемый и предмет, он осязать за его, во воспроизвести он путем на лепки, за рисования к или на письма.Одним о из за путей во повышения во познавательных и интересов и является за - к введение о в во урок и игровых на элементов.Основная и задача во – он обеспечение во каждому о ребенку он максимальный на уровень во физического, на умственного за и и нравственного к развития; во организация он учебно-воспитательной о работы, он направленной ну на к коррекцию, к компенсацию во и и предупреждение и вторичных к отклонений во в за развитии о и и подготовке во детей за к и обучению к в во школе он с он учетом к индивидуальных за возможностей ну каждого к ребенка.Основные ну направления и коррекционной на работы:1. на Совершенствование и движений он и ну сенсомоторного во развития:• и тонкой о моторики он кисти на и за пальцев о рук;• о графических на навыков. он2. и Коррекция во отдельных ну сторон он психической к деятельности:• и зрительного за восприятия и и он узнавания;• во зритель• ну формирование во обобщенных ну представлений он о на свойствах о предметов ну (цвет, за форма, к величина)ной ну и о слуховой и памяти;• о пространственных он представлений о и во ориентации;• на внимания;3. ну Развитие он основных за мыслительных он операций:• к навыков о анализа к и к синтеза;• о навыков к группировки во и ну классификации к (на во основе он овладения о основными за понятиями);• и умения и работать во по во инструкции, к алгоритму;• за умения и планировать он деятельность.4. к Развитие к различных на видов и мышления:• к наглядно-образного на мышления;• ну словесно-логического он мышления о (умения и видеть к и во устанавливать ну логические за связи о между ну предметами, на явлениями ну и о событиями);5. о Коррекция он нарушений к в во развитии во эмоционально-личностной он сферы;6. он Расширение он представлений во об и окружающем за мире за и за обогащение ну словаря.7. к Коррекция к индивидуальных к пробелов во в о знаниях.При к организации во коррекционно-развивающих на занятий на с и детьми во с он нарушениями он речи и учитываются, ну в он первую он очередь, на возможности ну ребенка: во на на первых и этапах к коррекционно на - во развивающей к работы во ребенку и даются во задания и умеренной он трудности, за доступные, на чтобы он обеспечить за воспитаннику за субъективные к переживания о успеха ну на за фоне он определенной за затраты о усилий. о В и дальнейшем ну трудность к задания он увеличивается во пропорционально за возрастающим к способностям на ребенка. и При о подготовке он и к проведении к коррекционных во занятий и учитываются к особенности на восприятия за детьми за учебного он материала к и и специфика к мотивации и их за деятельности. к Учитывая он то, на что о в к дошкольном за возрасте о ведущим он видом он деятельности он ребенка он является к игра, ну используются на различного и рода он игровые к ситуации, за дидактические ну игры, и игровые во упражнения за и на задачи, о способные за сделать на деятельность за ребенка к более во актуальной к и к значимой за для к него. во Для о создания на ситуации за достижения ну успеха он на на индивидуальных ну и во групповых о занятиях ну используется о система к условной о качественно-количественной на оценки ну достижений и детей к (похвала за педагога, ну соревнование, и фишки к и на т.д.)Игры к и ну упражнения на по во развитию к и к коррекции за познавательных на процессов он детей.Игра. за «Запомни и движение»Цель о игры. за Развитие о моторно-слуховой за памяти.Процедура ну игры. на Ведущий он показывает за детям к движения, о состоящие о из к 3-4 за действий. ну Дети на должны ну повторить во эти к действия, ну сначала и в к том во порядке, ну в ну котором он показал он ведущий, ну а на затем за в он обратном за порядке.Движение он 1. он Присесть-встать-поднять к руки-опустить к руки.Движение о 2. во Поднять за руки за ладонями он вверх на («собираю ну дождик»)-повернуть к ладони за вниз- и опустить ну руки во вдоль он туловища- во поднять ну руки о по на бокам о в ну разные он стороны.Движение и 3. и Отставить ну правую ну ногу на вправо- к приставить о правую и ногу- о отставить на левую во ногу-приставить о левую во ногу.Движение за 4. ну Присесть- во встать-повернуть он голову ну вправо-повернуть он голову о прямо.Упражнения за на о гармонизацию к межполушарных на отношенийА. во «Соедини ну концевые на фаланги за выпрямленных и пальцев на рук. он Пальцами ну правой во руки во с о усилием о нажми на на и пальцы он левой, на затем за наоборот. на Отработай он эти на движения ну для во каждой к пары во пальцев на отдельно».Б. во «Постучи во каждым к пальцем за правой во руки во по на столу и под и счет о „1, о 1–2, за 1-2-3 он и и т. д.“.В. ну «Раскатывай и на он доске и небольшой и комочек о пластилина во по ну очереди и пальцами он правой к руки, на затем он левой».Г. во «Вращай во карандаш о сначала к между за пальцами во правой на руки, на затем во левой на (между о большим и и и указательным; ну указательным во и он средним; на средним ну и о безымянным; на безымянным на и во мизинцем; на затем он в во обратную к сторону)».Д. о «По за команде он „Ухо!“ во возьмись во за во ухо, ну по ну команде во „Нос!“ ну – он за о нос». он Взрослый к не о только во подает о эти во команды, на но к и к выполняет на движения к вместе на с во ребенком, во допуская он порой к намеренные к ошибки к и ну провоцируя за его он на во неправильные о движения.«Опиши о картинку»Для он занятия к вам за потребуются он любые во незнакомые во для о ребенка на картинки. к Это ну могут он быть о иллюстрации за к за книгам о или за вырезки о из о журналов. и Желательно, за чтобы за на к картинке к было и не за менее за 5—6 ну предметов.Ребенок во должен и в за течение во 30 за секунд и внимательно и рассмотреть за картинку, о стараясь и в он деталях на запомнить на то, ну что во на на ней он изображено, ну и на вернуть на ее на ведущему. он После о этого о ребенок, ну закрыв во глаза, он пробует он представить он картинку и перед за своим за мысленным и взором. он А он затем на он на должен о максимально во подробно во описать за то, и что и увидел за и во запомнил. ну По во окончании он рассказа к вновь за демонстрируется во картинка за и на обсуждаются он упущенные он элементы за изображения. онРазвиваем о внимание на и к память к3 о   на   о 5 ну   за   он 4 он   он   ну 7 и   ну   о 8Постарайтесь за запомнить о ряд на чисел и в на порядке и следования к за к 30 к секунд.Закройте на цифры за и на ответьте и на на вопросы:Какое о число и находится во справа и от ну четверки?Какая ну цифра во расположена о между во тройкой во и он четверкой?Какая и цифра и последняя? он Какая за цифра и посередине?ну за на о во ну о ну к о Игровые на задания и на к коррекцию за и о развитие ну слухового ну восприятия:проводятся на на на уроке и в за виде ну минуток за отдыха.Кто к что и слышит? о Дети и закрывают за глаза о и на прислушиваются и к во звукам на и к шумам, о идущим и из и коридора, он улицы во и ну т.д. он Назвать на источник он звука.Что во я и делаю? за Дети о с он закрытыми к глазами о по за характерным во звукам, о шумам, ну стукам, ну определяют и действия, и которые на совершает во педагог к или ну сверстники: он листание за книги, за уронить во предмет, во переливание о воды, к писать о мелом о на ну доске, он смять во бумагу к и к т.д.Кто на тебя на позвал? к Ребенок о с за закрытыми к глазами к по во голосу и узнает о того, на кто о назвал о его ну имя.о к во за во к к во за к Игровые ну задания о на о коррекцию ну и он развитие на ориентации на в и пространстве:Чудесный к мешочек: за в он непрозрачный о мешок он кладут за предметы, он различные к по за величине, ну форме, ну фактуре о (исходя на из о темы к урока). за Ученику к предлагают о найти о на во ощупь к предмет, к в к котором за … во 2 к гласных на звука во и он т.д.Ходьба за по за контуру о фигуры: ну на он полу к (ткани, на бумаге) на мелом к (карандашом, о ручкой) он изображают ну буквы, о цифры, ну геометрические ну фигуры он и во предлагают во пройти во сначала к по на контуру ну фигуры на с ну открытыми во глазами, он а к затем за с во закрытыми и (ориентировка на на он кинестетические ну ощущения). о Ученик к может к сам во загадать на фигуру и и о прошагать во ее, на а и остальные к должны во ее он отгадать.Ничего и не за вижу: ну ребенка на просят и выполнить он с во закрытыми о глазами о любое он хорошо он знакомое на действие о – и написать к мелом во слово за на к доске, за собрать к принадлежности к в к портфель, ну подойти за к за окну на и за т.д. оон и на ну о ну и ну Игровые и задания на на к коррекцию и и за развитие во различных к видов о памяти:1) во Развитие на механической за и и произвольной о памяти:№1 к Детям во демонстрируется и карточка, на на во которой он изображены он 8-10 и предметов. к Время о показа во 10-20 во секунд. о надо за запомнить о как о можно о больше за предметов. на Карточка к убирается. за дети за воспроизводят на предметы и по за памяти.№2 ну Предлагается он по и памяти во описать к то, он что о было ну изображено и на на иллюстрации ну учебника, на с и которым он только он что к проводилась на работа он (непреднамеренное за запоминание он без на установки во заранее).№3 он На он доске и в о ряд о вывешивают он 6-8 и карточек на (геометрические на фигуры, на предметы, и слова во и он т.д.). к Предлагают и внимательно ну смотреть и 10-20 за секунд к на на карточки о и на запомнить на их ну месторасположение. о Затем ну дети он на и 1 он секунду ну закрывают о глаза, о а на педагог во меняет и 2 о карточки за местами и или ну вовсе во 1 на убирает, во а к остальные и сдвигает. на Предлагает на определить к – он что о изменилось? к (сначала и убирают к или на меняют и крайние к изображения, к а о только во потом и в ну средине).№4 и На и доске и в о различных за ее он местах ну прикрепляются ну изображение к 6-8 на предметов, о чисел, к букв он (однородных на и к неоднородных). и Предлагается на внимательно на рассмотреть, и что ну где ну находится к в он течение он 25-30 на секунд. о Затем ну доску на закрывают. о Необходимо и вспомнить, и какие к предметы и в к каких во местах на доски во находились? и Упражнение за повторяется и 2-3 к раза ну (сами на объекты за меняются, и а он также о их и положение). он Вместо к доски за можно за брать за лист за бумаги и и и мелкие о предметы.№5 о Ребенку за показывают о 6-8 о предметов он в во течение к 10-20 на секунд, к предлагают к хорошо он их за запомнить. за Дети на закрывают на глаза, о а и педагог за раскладывает к предметы во в во разных он углах он класса, к доступных на взору. он Нужно о отыскать ну их ну среди ну массы ну других к предметов за (игра ну «Искатель»).№6 о Предложить за ребенку о 8-10 на предметов во и о предложить на тщательно на рассмотреть он в он течение во 30 ну секунд за («сфотографировать»). за Заранее на предупреждают, во что за относительно и предметов и могут ну быть он заданы во любые на вопросы о ( ну какого и цвета к карандаши? ну что о сделано ну из за стекла он и и дерева? он и ну т.д.). во Дети и должны о ответить о на и разные на вопросы, на касающиеся к просмотренных и предметов. на Чем к неожиданнее за вопросы, он тем он лучше во готовятся к дети на внимательному к вглядыванию.№7 он Ученик он с он закрытыми он глазами к называет о определенные во предметы, к которые к есть за в во классе за (назови за все ну зеленые ну предметы; он назови за все во предметы во круглой на формы; к сделанные он из к дерева; о самые на большие; ну гладкие за и ну шершавые во …), на память и здесь за избирательная.Игровые на задания на на к коррекцию к и на развитие за логических и приемов к и запоминания:развитие он логической на памяти о предполагает он предварительную ну выработку о мыслительных ну действий, он направленных и на за обработку и запоминаемого он материала, и т.е. к его к классификацию, на установлению ну смысла к всех за связей на и на отношений, он выделение во главных ну мыслей он в на рассказе, на схематизация, ну составление ну плана. о Эти и действия во используются о в он дальнейшем о в о качестве и способов за запоминания о или во мнемических и приемов он («мнемос» во - во память). и Это ну можно он использовать на на к уроке.Добавь во к к слову за новое за слово: во 1-ый о ученик и называет во любое ну слово и (предмет, и цифру, за букву, и геометрическое о тело), он 2-ой ну повторяет на это на слово к и он добавляет он свое он из о этой и же о группы, он называют и до за тех к пор, ну пока о не и названы к все за слова о данной к группы. за Получается и «снежный он ком» на с о логической и связью.Картинка-схема: во На за доске о в он столбик и крепятся ну 10-12 ну картинок он с во изображениями и хорошо на знакомых и предметов, во а ну на и столе ну учителя во лежат ну карточки во с ну соответствующими во схематическими и изображениями на данных и предметов. за Игру ну можно и провести на по к рядам.Картинка-картинка: он на он доске за крепятся ну 8 и картинок за с он предметами, на а во на он столе во лежат он другие о картинки, во имеющие во с во первыми о смысловые о связи на (1: о трактор, и солнце, ну карандаш, о груша, во дерево, на якорь, ну цветок, во картофель; на 2: во колесо, за лампа, за резинка, ну яблоко, и лес, он корабль, ну клумба, к книга). о Упражнение во проводится во по к рядам к в и форме к взаимно-обратных он действий. кСлово-слово: он детям к предлагают на запомнить за цепочку на из во 6-8 во слов о (холод, за молоко, к обезьяна, о корова, ну снег, о банан). и Чтобы во лучше о их к запомнить, за требуется и предварительно во образовать на смысловые он пары: за холод-снег, на молоко-корова, о обезьяна-банан).Смысловые о ассоциации: он предлагают он детям на слово к (курица), и к ну слову за необходимо во подобрать и как ну можно ну больше во ассоциаций ну (зерно, о петух, к цыпленок, за яйцо ну и на т.д.).Схема-слово: во ученикам за предлагаю и схематичные за рисунки и (погода, он время к года…), ну а к они за составляют во рассказ и по ну схеме.Картинка-рассказ: и учитель о зачитывает ну небольшой за рассказ, за по ну ходу во которого о выставляются на картинки о с он изображением и отдельных он моментов ну сюжета, он т.н. он картинный он план. о Составляют во рассказ во по он серии во картинок.Схема-рассказ: на учитель о читает за рассказ, и несложный он по к сюжету за и за повествовательного и содержания, к состоящий и из и 5-7 на эпизодов. к По и ходу на чтения на выставляются он простые о схематичные ну изображения на каждого во эпизода о рассказа. за На о основе во этой о схемы на ребенок во рассказывает во . к (колобок)Пересказ ну текста на по ну плану: учитель читает небольшой рассказ, состоящий из ряда эпизодов. Затем совместно с детьми каждому эпизоду придумывают заглавие и составляют план рассказа. После этого дети пересказывают.Игровые задания на коррекцию и развитие способности действовать в уме:Ребусы (буквы, картинки + апостров);Анаграммы (предлагаются картинки + буквы);Кроссворды (по теме занятий);Зашифрованные слова: предлагают ряд последовательно расположенных картинок с изображением предмета. Требуется из названия каждой картинки выделить 1-ый звук, из которых получится новое слово.Рассматривая вопрос о характеристике памяти, как познавательного процесса было установлено, что память можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни человека функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Очень важно при развитии психического процесса — памяти интеллектуально-пассивных детей, и детей с ограниченными возможностями здоровья учитывать психологические факторы: поддерживать детей в игре, внушать им чувство уверенности в своих способностях, возможностях, развивать чувство лидерства, давать детям яркие игровые роли, помогать преодолевать коммуникативные трудности застенчивым, малоактивным детям.В таких условиях, возможно  значительно улучшить показатели развития памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья. Не следует заниматься заучиванием с ребенком, механической тренировкой памяти, достаточно заинтересовать и организовать совместно с ребенком увлекательную игру. Ребенок с благодарностью вспоминает счастливые минуты, проведенные вместе со взрослым за увлекательной игрой. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует, что вызывает чувство радости. Рассматривая вопрос о методах и приемах развития памяти, было выявлено, что существует много путей и способов развития памяти детей дошкольного возраста, а также различные игры и упражнения. Таким образом, память представляет собой наиболее важный познавательный процесс, способствующий всестороннему развитию личности ребенка.Игра – это радость общения, дающая ощущение полноты жизни, которая не в меньшей степени важна тем людям, возможности которых ограничены в силу тех или иных причин.Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок – это деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития. В игре не только выражаются наклонность ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а, следовательно, и на будущую судьбу.В игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становится ребенок, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование его поведения, взаимоотношений с другими детьми, на воспитание активной позиции.Для обучения через игру созданы подвижные и дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Подвижная игра может выполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. В этом случае её можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребенок с ОВЗ выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом, познают свои физические возможности. Использование подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом. Кроме того, подвижная игра – источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком.В сюжетно-ролевой игре ребенок учится взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры способствует развитию речи и воображения ребенка. Включение в игру различных персонажей развивает детскую фантазию, способствует формированию речи. Также нельзя недооценивать позитивное влияние музыкальных игр, которые способствуют не только эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей детей с ОВЗ, но и помогают формированию речевых и дыхательных, а также двигательных навыков, слухового восприятия и внимания.Детям с ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Особое значение в коррекционно-воспитательной работе с детьми данной категории имеют дидактические и развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).Обычно многие считают, что развивающие игры – это головоломки, логические игры с кубиками. Иногда к этой группе относят игры, развивающие мелкую моторику пальцев рук, расширяющие кругозор малыша и дающие ему энциклопедические знания, способствующие обучению навыкам чтения и письма. На самом же деле круг развивающих игр гораздо шире. Основными характеристиками развивающей игры выступают следующие качества: многовариантность, условность (символичность, творческая свобода и самостоятельность самого играющего субъекта.Главная особенность развивающих игр в том, что в них удается объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно и по способностям. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, создают атмосферу свободного и радостного творчества.Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, а значит, развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, преимущественно формирующего у ребенка исполнительские черты.К развивающим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Она дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.Литература:Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение,1989.Заика Е.В., Калмыкова И.А. Как воспитать талантливого ребенка. Сборник игр и упражнений по развитию познавательных и творческих способностей. //Практическая психология и социальная работа.– 2002. - № 7.Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. – М.: Просвещение, 1987Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). - М.: 1992.)Позднякова А. В., Шевченко М. В., Казакова А. С., Крапивкина О. А. Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 149-154. — URL https://moluch.ru/archive/121/33479/ (дата обращения: 22.11.2018).Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», СПб, 2010;Страна Добра: социализация детей. Е.О. Севостьянова., -М.:ТЦ Сфера, 2012;Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/ под ред. А.В. Можейко.-М.:ТЦ Сфера, 2010.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X