Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Пестерева Татьяна Васильевна

"Приемы смыслового чтения"

скачать документ

Вернуться назад

Пестерева Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы МОБУ Национальная гимназия Айыы Кыhата Республика Саха (Якутия) город ЯкутскПриемы смыслового чтенияСмысловое чтение:         осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;         поиск и отбор информации;         использование содержания текста для достижения собственных целей, развития, поучения знаний…;         извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;         определение основной и второстепенной информации;         свободная ориентация и восприятие тестов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информацииОдним из универсальных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является метод интеллект-карт, в основу которого положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзена. Тони Бьюзен (Tony Buzan), предлагает нам перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению. Для этого нужно только обнаружить неоспоримую связь между эффективным мышлением и памятью и спросить се6я, что именно способствует запоминанию.Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал. Особенности карт заключаются в том, что внимание концентрируется непосредственно на самой задаче, без заучивания и принуждения. Информация запоминается уже в готовом виде. У обучающихся есть возможность «видение» учебного материала «мысленным взором».Как утверждает Т. Бьюзен в своей книге «Супермышление» - все дело в особенностях нашего мышления, так как оно организовано не линейно, а имеет ветвящуюся структуру, каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти и другие понятия связаны с третьими и так далее.Именно такая схема наиболее точно отражает наше реальное мышление.Правила составления интеллект-карты:1. В центре располагается основное понятие темы. Оно должно быть выделено ярким цветом.2. От центрального понятия расходятся ветви ассоциаций (под темы, под идеи), количество которых прямо пропорционально памяти. Рекомендовано использовать не более 7 ветвей (под идей, под тем). Ветви ассоциаций желательно выделять разными цветами. На каждой ветке записывается одно - два слова (не больше) и размещается графический образ, ассоциирующийся с под идеей (под темой).3. Далее каждая ветка разветвляется на подтемы (под идеи) второго уровня, так же на ветке второго уровня записывается одно - два слова и располагается графический образ ассоциаций.4. Каждая ветка 1 уровня с соответствующими ветками 2-го, 3-го уровней заключается в замкнутую область того же цвета, что и ветви.5. Между понятиями разных ветвей устанавливаются связи [Бершадская 2009].Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Петербургского университета Бершадская Е. А. С теоретическими вопросами данного метода можно познакомиться на сайте М. Е. Бершадского. Интеллект-карты имеют отличительные свойства:- наглядность (всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом);- привлекательность (хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно);- запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается);- своевременность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает);- творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);- возможность пересмотра (пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи).Суть метода состоит в выделении основного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут  не запутаться в сложном проекте. Рисунок 1.Применение интеллект-карт на уроках русского языка и литературы, может быть весьма продуктивным, поскольку обучающиеся приобретают опыт выбирать, структурировать, быстро запоминать ключевую информацию и воспроизводить еѐ в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание учащихся, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее [Шевцова 2015, 3; 6]Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания.. В классе, где учатся дети с разным уровнем развития когнитивных способностей, бывает трудно включить всех в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных задач.В 2017-2018 учебном году в нашей школе кафедра гуманитарных предметов работает над методической темой «Обучение осмысленному чтению на уроках русского языка и литературы» и «Индивидуализация обучения». Согласно этой теме обратила внимание на использование приема интеллектуальных карт на уроках русского языка и литературы. Работу по составлению интеллект-карт с целью формирования познавательных УУД начала в средних классах:1 этап - знакомство учащихся с понятием «интеллект-карты» и алгоритмом их построения. Для анализа были представлены готовые конструкции осмысления разных тем.2 этап - совместное составление интеллект-карты на уроке. Например, в 6 классе для начала взяли тему «Мой друг». Выявили основные признаки как ключевые ветки будущей интеллект-карты: внешность, характер, стиль одежды, интересы, учеба, планы на будущее. Затем каждый выбирал из общей картины то, что ему нравится, чтобы составить характеристику своего друга. Далее расшифровывали выбранные ключевые признаки, добавляя соответствующие ответвления. 3 этап – устная презентация своей работы, защита. Такая работа способствовала развитию логических учебных действий: умение осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, отстаивать и доказывать свою точку зрения во взаимодействии с другими. 4 этап - работа в паре, группе. На этом этапе работы ставила задачу выработать первоначальные умения и навыки у обучающихся (оформление карты, оживление с помощью рисунков, умение выделять основное понятие, главную мысль, существенную информацию из текста, отбирать главное и второстепенное).5 этап - индивидуальная работа в классе и дома.При самостоятельной работе примечательно было то, что все с интересом включились в деятельность: в ходе изучения теоретического материала самостоятельно прочитывали информацию, выделяли центральное понятие, устанавливали связь между центральным понятием и его ветвями, отсекали излишнюю информацию, и, наконец, представляли информацию в виде разветвлённой граф-схемы. А затем участвовали в публичной защите (обсуждении) своей карты, вносили коррективы и составляли окончательный вариант. Даже несмелые ученики охотно (проговаривали ход своей мыследеятельности) представляли свои работы. Были, конечно, и трудности: больше ошибок допускалось при построении семантической связи между (видами и подвидами) темами и подтемами. 147395855079200В 7 классе при повторении темы «Орфограмма» в ходе работы вспомнили, что при работе с орфограммой надо учесть морфему слова, его лексическое значение, словообразование. Рисунок 2Как видно на рис. 2 учащаяся логически правильно распределила темы, отметив их одним цветом, синим цветом выделила всу структуру рисунка и на корнях дерева указала понятия, на которые нужно основываться при работе с орфограммами. Составляя такую карту, ученик имеет возможность наглядно увидеть грамматические явления, анализировать их, распределять по видам. Таким образом, обучающиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи.На уроках литературы первые интеллект-карты были составлены по биографиям писателей, которые включали в себя жизненные факты, их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений и т.д. 2999740166412600-198689161664400При изучении творчества М.В. Ломоносова (6 класс) учащиеся прочитали статью в учебнике, прослушали сообщение одноклассника о жизни и творчестве выдающегося человека, затем приступили к составлению интеллект - карты. На уроке была намечена только структура будущей интеллект -  карты, поэтому завершение работы по оформлению  карты  и подготовка пересказа по ней стало домашним заданием. По составленным интеллект-картам шестиклассников можно увидеть, насколько полно учащийся усвоил информацию, как её структурировал и связал её элементы между собой. Трудности проявились при построении смысловой связи между темами, распределении тем на главные и второстепенные. Рисунок 3 Рисунок 4137842476419900Ментальные карты на уроках литературы использовала и при работе с лексическим материалом, литературоведческим, при введении терминов. В 5 классе после изучения темы «Сказка» ученица составила такую интеллект-карту, по которой можно увидеть уровень усвоенного ею материала. Рисунок 5Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что интеллект-карты позволяют сделать обучение увлекательным и творческим; делают возможным проводить непрерывный мониторинг в различных областях (усвоение содержания, развитие  памяти и мышления); эффективны для  развития коммуникативных способностей (коллективной деятельности, работы в   группе, паре, индивидуальной работы). Развиваются познавательные и регулятивные учебные действия: учащиеся добиваются хороших результатов при работе с текстом, сворачивая и разворачивая информацию; лучше запоминают информацию благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста, составляя план будущего рисунка; строить логические связи между частями, отбирать главное и второстепенное. Чтобы достичь большего эффекта, надо проследить за тем, чтобы карта работала постоянно: использовалась на уроках и дома, постоянно обновлялась, дополнялась. Для этого пятиклассники завели рабочее портфолио для творческих работ (папка с файлами),которые будут служить опорным материалом для работы в классе, для самоанализа и самооценки, при написании сочинений и изложений, анализе художественного и поэтического произведений, при подготовке к зачётам и экзаменам. В будущем можно усовершенствовать работу, добавив в процесс IT-технологии, использование программ PowerPoint. Как говорил Элвин Тоффлер, «грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно - создавать интеллект-карты»Литература:1. Бершадская Е.А. Применение метода интеллект-карт для формирования познавательной деятельности учащихся / Е. А. Бершадская //Пед. технологии: проф. журн. для технологов образования. — 2009. — No 3. — С. 17–21.2. Бьюзен Т. Карты памяти: уникальная методика запоминания информации / Тони Бьюзен, Джо Годфри Вуд; [пер. с англ. О. Ю. Пановой] — М. :Росмэн, 2007. — 326 с.3. Шевцова М.В. Использование интеллект-карт на уроках иностранного языка // Английский язык все для учителя. No 8 (44) август 2015 г. С. 2-7. Электронный ресурс. Режим доступа:.. http://www.e- osnova.ru/PDF/osnova_10_44_12323.pdf

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X