Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Сердюк Алена Николаевна

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ВОКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

скачать документ

Вернуться назад

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ВОКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.Сердюк Алена НиколаевнаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Игримская средняя общеобразовательная школа № 1 (МБОУ Игримская СОШ №1), гп Игрим, ХМАО - Юграучитель математики и музыки высшей квалификационной категорииАннотация. Рассматриваются особенности формирования функциональной грамотности у обучающихся, а так же технологии и приемы наиболее эффективные на уроках музыки.Ключевые слова: функциональная грамотность, урок музыки, технология, прием.Учить детей сегодня трудно...Получение образования в Российской Федерации, в том числе и основного общего образования обучающимися гарантировано статьями Конституции. Но, сегодня образование не ограничивается годами обучения. Сегодня важно не просто вложить в обучающегося определенный багаж знаний, а важно научить его добывать знания в любой ситуации и обстановке, для этого нужно помочь ему овладеть набором функциональных инструментов. Отсюда и пошло понятие "функциональной грамотности".Три главные области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность - так или иначе сопряжены с различными видами деятельности на универсальном, и напрасно, недооцененном в своей значимости уроке - уроке Музыки.Урок музыки - как урок искусства, помогает познать мир, воспитать художественный вкус, развить творческое воображение, активировать мыслительные процессы и функции, сформировать любовь к миру, жизни, природе, людям.Основная задача, которая ставится сегодня перед учителями музыки - создание условий для развития функциональной грамотности, создание такой образовательной среды, которая будет способствовать овладению обучающимися предметной, коммуникативной, информационной компетентностями, а в дальнейшем поспособствует формированию общей, коммуникативной, информационной, компьютерной, бытовой грамотности.В связи с этим, для достижения и реализации поставленной цели, требуется поиск таких педагогических технологий, которые помогут развить у обучающихся мыслительные приемы: синтез, анализ, обобщение, сравнение, классификация, систематизация, умозаключение, отрицание, ограничение. Что и является началом развития основ функциональной грамотности.На развитие функциональной грамотности на уроках музыки активно влияют следующие факторы: содержание образования, выбранные формы и методы обучения, система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся.Коллективные, групповые и парные формы работы, безусловно присутствующие на каждом из уроков музыки, эффективны при формировании функциональной грамотности. Коллективная работа имеет преимущества активно формируя речевые навыки, провоцируя ситуации коллективного взаимодействия.Важной дидактической единицей при формировании функциональной грамотности является текст. Именно работа с текстом позволяет помимо решения лингвистических задач, позволяет формировать такие умения, как умение находить информацию, учит интерпретировать текст, оценивать.Один из педагогических приемов формирования функциональной грамотности "Преобразование и интерпретация текста" может быть положен в основу при работе вокально- хоровой и вокально- исполнительской.Ведь основа любой песни - текст, положенный на музыку. Важно заранее оценивать содержательную составляющую текста, выбранного к разучиванию вокального произведения. Тогда на уроках музыки, как и на уроках литературы, свободно будет прослеживаться концептуальная, фактурная и подтекстовая составляющая литературного произведения.Как писал А.А.Леонтьев в статье "Педагогика здравого смысла": "Способность человека свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста для его понимания, трансформации и для передачи такой информации в реальном общении".Другими словами, функционально грамотный человек / обучающийся способен видеть не только то, о чем явно говориться в тексте, но и умеет выделить в прочитанном главное, может изложить краткое содержание текста, составить по тексту таблицу, план или схему.Рассмотрим приемы формирования функциональной грамотности на примере работы над текстом песни "Спасибо за небо" в процессе вокально- хорово деятельности. Песня Андрея Попкова выбрана к разучиванию в преддверии приближающегося празднования Дня Победы 9 Мая.Полный текст: Спасибо за небо1 куплетНе скрежещет эфир, в поле смерть не гуляет и бомбежка уже не слышна. Все же вздрагивать мир как набат заставляет это страшное слово «война»Годы тают во мгле, ветераны уходят, их на прочность огонь испытал И в горячей земле следопыты находят искореженный смертью металл. Припев:Спасибо за небо, за синее небо, вы в памяти нашей, герои войны, Родная держава, победа и слава, за нами великой России сыны. 2 куплетНе забыть Сталинград, и Хатынь, и блокаду, всю Россию, святую от слез, Неизвестный солдат по кромешному аду на руках мать-отчизну пронес, Наш народ победил, но ничто не забыто, на погостах чернеют кресты, А у братских могил у огня и гранита никогда не завянут цветы. 3 куплетЭти минули дни, ветерком пролетели семь десятков без малого лет Вечно живы они, что пожить не успели и не встретили новый рассвет, Не скрежещет эфир, в поле смерть не гуляет и бомбежка уже не слышна. Все же вздрагивать мир как набат заставляет это страшное слово «война».Работа над текстом, для большей наглядности и понимания ее влияния на развитие и формирование функциональной грамотности обучающихся, представлена в таблице.Строки песниЧто разбираемЧто формируем1 куплет2 строка -как набат заставляетНаба́т - сигнал тревоги для сбора народа или оповещения о бедствии, подаваемый барабанным боем, ударами в колокол.Общая грамотность3 строка -их на прочность огонь испыталВ прямом или переносном значении использовано словосочетание?Общая грамотность4 строка -искореженный смертью металлВ прямом или переносном значении использовано словосочетание?Общая грамотность,Креативное мышление2 куплет1 строка -Сталинград, и Хатынь, всю РоссиюПочему пишем с большой буквы?Общая грамотность1 строка -и блокадуО какой блокаде идет речь? - дети делятся знаниями о блокаде Ленинграда. Дополнительные вопросы: Сколько дней длилась блокада, как сейчас называется город , кто был в городе?Общая естественно - научная грамотность3 строка -на погостахВ значении кладбище.Общая грамотность3 куплет1 строка -семь десятков без малого летВ каком году примерно была написана эта песня?Актуально ли сейчас исполнять ее на концертах? Обоснуйте ответ.Общая математическая грамотностьПосле работы с текстом идет исполнение песни хоровое и по группа. При работе по группам "девочки - мальчики" и при исполнении в парах формируется коммуникативная грамотность.На дом обучающиеся получают задание исполнения песни перед зеркалом под музыку. При выполнении данного задания они смогут реализовать сформированную ранее компьютерную грамотность. Таким образом, обычная для урока музыки вокальная работа, при грамотном и профессиональном подходе к ее организации, становится плодотворной почвой для формирования многих направлений функциональной грамотности.Формирование функциональной грамотности – непростой и трудоемкий процесс, который требует использования современных технологий, форм и методов обучения. И совсем не важно, какой предмет преподаете Вы. Встроить задания по развитию и формированию функциональной грамотности можно практически в любой урок. Ведь функциональная грамотность сегодня - индикатор общественного благополучия в будущем.Список используемой литературы:https://edsoo.ru/Vserossijskij_metodicheskij_seminar_Formirovanie_i_ocenka_funkcionalnoj_gramotnosti_.htm https://mcko.ru/articles/2622

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X