Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Любас Ольга Богдановна

Формирование функциональной грамотности младших школьников

скачать документ

Вернуться назад

Любас Ольга Богдановнаучитель начальных классовМуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Средняя общеобразовательная школа п. Джонка» (МБОУ СОШ п. Джонка)Формирование функциональной грамотности младших школьников «Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами.Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»И.Г. ПесталоцциО функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Изменения, происходящие в современном мире, а также с введением ФГОС НОО, задают новые параметры обучения и воспитания, и требуют кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас на первый план выдвигаются такие параметры, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности. Что же такое «функциональная грамотность?» Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять знания, полученные в школе для решения повседневных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. Здесь идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности: ученик учится читать, слушать, писать, говорить, считать. Именно на начальном этапе обучения необходимо развивать умение мыслить с помощью логических приёмов. К ним относятся синтез, сравнение, обобщение, умозаключение. Всё в комплексе влияет на развитие общеучебных навыков, что в итоге и обеспечивает появление функциональной грамотности. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Так предмет «Литературное чтение» предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке; умение подобрать произведение на заданную тему; умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному. Использование метода «чтение с остановками» дает возможность сделать паузу и акцентировать внимание на смысле прочтенного. Благодаря этому повышается качество процесса чтения, у ребенка формируется образ на основе представляемой информации. Анализ дает возможность подумать, выполнить сравнение.Предмет «Русский язык» ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки. На уроках русского языка основными умениями являются умение работать с текстом, а также умение владеть устной и письменной речью. Необходимо использовать на уроках прием проблемного обучения, который предполагает возникновение потребности в знании и применении новых орфографических или грамматических правил. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей. На уроках я использую следующие виды работ: письмо с проговариванием; списывание; комментируемое письмо; письмо по памяти; творческие и проектные работы. Предмет «Математика» предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковыми средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше. Большое внимание уделяю работе над задачами, что способствует развитию логического мышления. Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, осуществляется на основе формирования навыков мышления. Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала и развития функциональной грамотности.Главная задача учителя на уроках в младших классах – отказ от пассивного слушания информации. Важно, чтобы ученик говорил, высказывал свое мнение, умел аргументировать свои утверждения. Это можно делать в рамках диалога, работая в группах. В своей работе использую следующие формы проведения уроков, направленных на развитие функциональной грамотности младшего школьника: урок-путешествие, урок-викторина, ролевая игра, экскурсия, виртуальная экскурсия и др. Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:обучение должно носить деятельностный характер;учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;в урочной деятельности использовать формы групповой работы;применять такие образовательные технологии, как: 1) проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения; 2) технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений; 3) технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования всех видов УУД (подготовка различных плакатов, памяток, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов); 4) информационные и коммуникационные технологии, которые позволяет формировать основу таких интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез и др.Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей. Дерево – функционально грамотная личность Вода – педагогические технологии Яблочки – ключевые компетенции Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием). Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников. Список литературыШарипова Р.Д. Содержание навыков функциональной грамотности младших школьников в курсе литературного чтения.Губанова, М.И., Лебедева, Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования // Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №12Перминова Л. М. Формирование функциональной грамотности учащихся: основы теории и технология / Л. М. Перминова. – СПб., 1998. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006.https://urok.1sept.ru/

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X