Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Перминина Юлия Александровна

Экологическое воспитание младших школьников средствами художественной литературы

скачать документ

Вернуться назад

Экологическое воспитание младших школьников средствами художественной литературыАктуальность исследования. В настоящее время проблема экологии является одной из важнейших в мире. Поэтому вопрос экологического воспитания стоит очень остро. Как правило, экологическим воспитанием занимаются школы и образовательные учреждения дополнительного образования. Особая роль здесь отводится младшим школьникам. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы и легко откликаются на тревоги и радости. В этом возрасте они активно впитывают получаемую информацию, что способствует формированию знаний, умений, интересов, чувств, эмоций. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста способствуют формированию основ экологической культуры.И как не посредством художественной литературы можно воздействовать на чувства и эмоции детей, чтобы воспитать любовь к природе. Рассказы и повести о природе являются уникальным средством, которое несет в себе огромный воспитательный потенциал. Любовь к природе, ее воспитание в детях отражена в произведениях многих авторов.Цель исследования – формирование у младших школьников средствами художественной литературы любви к природе, бережного отношения к ней.Как известно, есть два способа познания мира: научный и художественный. Научный способ познания – это осознание фактов, сведений, освоение информации, понятий и представлений. В результате научного познания передаются знания и умения. Художественный, или образный, способ познания мира – это переживание содержания, сопереживания персонажу, любования языком. Изучение художественной литературы способствует воспитанию чувств, эмоций. На уроках литературы младшие школьники читают произведения художественной литературы и анализируют их. В процессе работы с текстом дети осваивают основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром и негативных действий главных героев. Среди наиболее известных писателей по данной теме можно выделить К.Г. Паустовского, Н.И. Слдакова, М.М. Пришвина, В.В. Бианки и др. Чаще всего авторы в своих произведениях изображают животных и растения. Человек выступает лишь в качестве наблюдателя и не принимает никакого участия в жизни главных героев. Произведения этих авторов, с одной стороны, воспитывают в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней, а с другой, обогащают их представления, учат выделять закономерности природных явлений.Так, например, К.Г. Паустовский очень реалистично описывает природу. Природа в его рассказах «увидена глазами наблюдательного читателя, доброго, любящего её человека, способного удивляться, радоваться каждой травинке, восхищаться живым существом, находить с ним родственную связь».Детская художественная литература оказывает влияние как на сознание ребенка, так и на его чувства. За счет яркого, образного языка в таких произведениях у детей создается особенное настроение, повышается интерес к познанию природы. На уроках литературы дети с большим удовольствием читают рассказы по ролям, делают инсценировки. Вживаясь в роль, школьники стараются передать те состояния, которые испивают их герои. Полезными и интересными также являются задания, направленные на литературное творчество детей. Например, придумай концовку рассказа или сказки (продолжение); подумай, как рассказ преобразовать в сказку; придумай свою историю и т.п.После прочтения произведений о природе младшие школьники активнее проявляют интерес к окружающей природе. Дети становятся более восприимчивыми к процессам, которые происходят в природе, наблюдательными, учатся сопереживать, выражать доброжелательность по отношению к природе. Интерес к чтению литературы о природе необходимо развивать в комплексе. Это должно быть и чтение произведений, их анализ, применение на практике, выполнение заданий для закрепления материала. Приобщение к художественной литературе экологической направленности предполагает кропотливую, долговременную работу, которая обязательно даст свои плоды в будущем. Чтение должно быть ежедневным. И читать в этом случае могут не только дети, но это может быть и совместное чтение с педагогом или родителями. Подводя итог, хотелось бы отметить, что формирование экологической культуры младших школьников – это осознание своей принадлежности к окружающей среде, единство с ней, осознание необходимости оберегать ее. В столь юном возрасте эти умения формируются наиболее эффективно, так как развивается эмоциональная сфера и навыки практического взаимодействия с природой. Художественная литература здесь является одним из средств экологического воспитания. Список использованной литературы:1. Герасимова, Л. А. Художественная литература как средство экологического воспитания дошкольников / Л. А. Герасимова, Н. В. Маринина, А. В. Богатырева, Н. В. Барышева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4768/ (дата обращения: 29.11.2022).2. Савинова С. В., Леонтьева Т. П. Детская литература как средство формирования природоведческих знаний у младших школьников // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 32. – ART 14873. – 0,3 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14873.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.3. Шаламова, М. И. Экологическое воспитание младших школьников в системе школьного и дополнительного образования / М. И. Шаламова, И. А. Книгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 295-297. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89576/

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X