Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Черченко Мария Алексеевна, Артемьева Елена Михайловна

ФОРМЫ И ВИДЫ НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

скачать документ

Вернуться назад

Формы и виды наставничества педагога в образовательных организацияхЧерченко М.А.,Учитель истории и обществознанияОГБОУ «Пролетарская СОШ №1»,Белгородская область, Ракитянский район, посёлок Пролетарскийmarycherchenko@mail.ruАртемьева Е. М.,Учитель музыкиОГБОУ «Пролетарская СОШ №1»,Белгородская область, Ракитянский район, посёлок ПролетарскийEle.artemjeva2015@yandex.ruАннотация: в статье рассматриваются формы и виды наставничества педагога в образовательных организациях. Автор статьи выделяет преимущества и недостатки современного включения данной формы работы с обучающимися в рамках ФГОС. Ключевые слова: образовательный процесс, ФГОС, наставничество, коучинг, менторство. Современная образовательная система представляет собой непрерывный процесс появления и совершенствования технологий и инноваций, но несмотря на это образовательные организации постоянно находятся в поиске новых и более эффективных решений возникающих проблем и вопросов. Важнейшей целью образования является формирование гармонично развитого человека, обладающим не только усвоенными «знаниями-умениями-навыками», но и способным применить их на практике. Помимо образовательной функции образовательная организация несет ответственность и за усвоение обучающимся моральных и нравственных ценностей, которые станут основой его будущей не только профессиональной, но и жизни в целом. Наиболее перспективным методом, на наш взгляд, является система наставничества [1].Система образования Российской Федерации определила модель реализации наставничества следующим образом:- описание общих условий и организационной структуры деятельности, в соответствии с которыми, молодой специалист получает наставника;- описание деятельности и результатов наставника;- процедура выхода из наставничества.Основу данной модели составляет процесс передачи опыта наставляемому от наставника, а также требования к самому процессу, к субъектам наставнической деятельности, которыми могут выступать наставники, представители структур, которые организовали деятельность наставника [2]. На основе взаимодействия, ценностно-ориентированной мотивации обоих субъектов наставничества, взаимного интереса в развитии может выстроиться одна из эффективных форм образования. Следует учитывать, что в нормативно-правовой базе института наставничества лежат довольно обширный спектр нормативно-правовых актов. В Федеральном законе РФ №273 «Об образовании» в статьях 28, 47 и 48 определены компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации, а также правовой статус педагогических работников, права, свободы и гарантии их реализации. Помимо этого, в Указе Президента РФ от 2 марта 2018 года №94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество» указаны характеристики «лучшего наставника» молодежи. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» выделяет «создание условий для развития наставничества» как одну из наиболее приоритетных задач модернизации образовательной системы. Вышеперечисленные акты подкрепляются локальными нормативными актами образовательной организации: положением о наставничестве, положением о стимулирующих надбавках для наставников с целью поощрения, приказы о назначении наставников и т. д.Составными элементами системы наставничества в России составляют следующие компоненты: 1) ценностно-смысловой компонент, который предполагает, что целью наставничества является передача опыта в рамках субъектных-субъектных отношений, осуществляемых на основе воздействия наставника на личность обучающегося;2) содержательный компонент включает следующие направления работы: с обществом, с наставником и с наставляемыми. Работа с обществом предполагает взаимодействие с органами власти, общественными организациями, СМИ, которые позволяют выстроить наиболее стабильную и эффективную систему связей с общественностью, а также повысить информированность и заинтересованность общества в развитии института наставничества. Работа с наставниками – ключевой компонент, включающий формирование базы наставников, обладающими не только профессиональными, моральными и нравственными качествами, но и прошедшими обучение методикам наставничества, знающими особенности проведения ВКС, мероприятий и т.д. Работа с наставляемыми – третий уровень содержательного компонента. Данное направление включает в себя, прежде всего:- анализ и определение нуждающихся в помощи и поддержке в возрасте 14-18-ти лет;- создание базы данных отобранных наставляемых;- учет пожеланий и потребностей наставляемых относительно направления наставнической деятельности и личности самого наставника;- установление контакта и обратной связи с наставляемым;- оценку достижений, наставляемых за время взаимодействия с наставником [4];3) технологический компонент предполагает создание комфортных и современных условий осуществления наставнической деятельности. Основу данного компонента составляет способность наставника выбирать из многообразия педагогических технологий те, которые помогут наставляемому достичь наиболее высоких результатов. Ответственность за осуществление данного компонента лежит как на наставнике, так и на образовательной организации, на базе которой осуществляется наставничество;4) оценочно-результативный компонент включает оценку деятельности обучающегося наставником, а также проведение самоанализа и самооценки наставляемым. Помимо этого, в рамках данного компонента должна осуществляться саморефлексия как наставника, так и наставляемого: какие цели были достигнуты? За счет каких средств можно было бы усовершенствовать итоговый результат и т.д.На основе обозначенных компонентов модели системы наставничества выделяют следующие формы: 1) по форме взаимодействия наставника с обучающимся выделяют:- прямое наставничество, предполагающее непосредственный контакт с наставляемым в рамках не только образовательного процесса, но и во внеурочной деятельности;- опосредованное наставничество, основу которого составляет нерегулярное взаимодействие с обучающимся, осуществляющееся с целью решения конкретной проблемы или вопроса в форме совета или рекомендации. 2) по количеству наставляемых:- индивидуальное наставничество предполагает, что наставник постоянно взаимодействует с обучающимся, учитывает его личностные и физические характеристики и на основе этого формирует индивидуальный план достижения цели наставничества.- коллективное наставничество включает в систему субъект-субъектных отношений наставника и коллектив обучающихся. На основе характеристики группы наставляемых наставник формирует цели, задачи и методическую базу осуществления наставничества. 3) по форме влияния наставника на обучающихся:- скрытое (наставник формирует те или иные ценности незаметно для испытуемого);- открытое (наставник и наставляемый взаимодействуют друг с другом с целью достижения конкретно поставленной цели).На данный момент в современной образовательной системе России доминируют виды наставничества, заимствованные из Европы и Америки. Выделяют следующие виды наставничества:- Коучинг. Педагогический коучинг — неформальная технология и искусство задавания вопросов, искусство мотивирования. Коучинг предполагает формирование процесса взаимоуважающего общения и взаимодействия, где каждый субъект общения помогает оценить вклад каждого в решение поставленных задач и предполагает, что субъект принимает и реализует самостоятельные решения и несет за них ответственность.- Менторство – одна из форм коучинга, приобретающее самостоятельное значение за счет более высокой роли педагогическо-психологических компетенций наставника. Ментор чаще всего выступает в роли «наблюдателя» за самостоятельным развитием наставляемого, но в любой момент ментор может оказывать влияние на деятельность обучающегося. - Наставничество в «классическом» понимании ориентировано на осуществление практических задач. Наставничество предполагает наличие конкретной задачи, осуществление которой осуществляется за счет взаимодействия преподавателя и обучающегося.Также важно учитывать, что наставничество не ограничивается работой наставника и наставляемого. Отдельным направлением работы наставника является взаимодействие с семьей наставляемого: установление коммуникации, выявление сложностей, контекста семейных отношений, возможно и осуществление посреднической деятельности между семьей наставляемого и другими службами. Помимо выше представленных форм и видов наставничества выделяют следующие модели наставничества:Обучающийся-обучающийся: в рамках данного взаимодействия обучающиеся достигают самоактуализации и самореализации за счет осуществления внутригрупповой деятельности.Педагог-педагог: данная система предполагает взаимодействие педагогов в рамках педагогического коллектива с целью решения конкретной задачи, либо с целью совершенствования педагогической деятельности в рамках образовательной организации.Педагог-обучающийся: система, которая предполагает деятельность педагога, направленную на формирование наиболее эффективной системы взаимодействия как с обучающимся, так и с коллективом обучающихся.Таким образом, можно прийти к выводу, что рассматриваемый институт наставничества в системе образования России подразумевает формирование единой системы форм, видов и моделей наставничества. На сегодняшний день основными формами наставничества являются: прямое и опосредованное, индивидуальное и коллективное, скрытое и открытое наставничество. Виды наставничества, сформированные на основе зарубежного опыта, представляют собой: коучинг, менторство и наставничество. Стоит отметить, что на данный момент наставничество становится одним из наиболее перспективных моделей решения образовательных задач. ЛИТЕРАТУРАБашарина, О.В. Теоретические основы проблемы кадрового обеспечения региональной экономики / О.В. Башарина // Инновационное развитие профессионального образования. – 2018. – № 2 (18). – С. 19-28.Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторвв образовательных организациях / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. – М.: Рыбаков Фонд, 2016. – 153 с.Наставничество: эффективная форма обучения: информационнометод. материалы / авт.-сост.: Нугуманова Л. Н., Яковенко Т.В. — Казань: ИРО РТ, 2019. — 48 с. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020. — 51 с.Сташенко, А.Г. Наставничество: мода становится трендом / А.Г. Сташенко // Корпоративные университеты. – 2008. – № 15. – С. 37-49.Теплов, А.О. Методы оценки эффективности наставничества / А.О. Теплов // Государственное управление. Электронный вестник. – 2011. – № 28. – С. 1-8.Указ Президента РФ от 02.03.2018 № 94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество». URL: https://clck.ru/QWQX4. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». – URL: https://clck.ru/QWQYs.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 28, 47, 48. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru. Шакирова, Д.М. Стратегии, формы и приемы наставничества: международный и региональный опыт / Д. М. Шакирова. — Текст: электронный // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. — №4. — 2019. — URL: http://irortsmi.ru/node/804 (дата обращения: 17.05.2022)

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X