Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Чемезова Светлана Серафимовна

«Развитие читательской грамотности обучающихся через внеурочную деятельность»

скачать документ

Вернуться назад

Автор: Чемезова Светлана Серафимовна педагог-библиотекарьРоссийская Федерация, Республика Саха (Якутия), с.БулгунняхтахМБОУ "Булгунняхтахская СОШ им.С.П.Ефремова"«Развитие читательской грамотности обучающихся через внеурочную деятельность»Читательская грамотность является одним из важных показателей готовности выпускника школы к жизни в современном обществе.Можно уметь читать с очень большой скоростью, но при этом совершенно не понимать, о чем текст, или же наоборот: хорошо вникать в содержание текста, но при этом очень медленно читать. Читательская грамотность – это такое свойство образованного человека, которое сочетает в себе и то и другое: необходимо уметь читать с оптимальной скоростью и, в то же время, уметь объяснить прочитанный текст, интерпретировать его содержание, извлекать из него правильную информацию.В нашей школе на уроках педагоги используют множество приемов по повышению читательской грамотности обучающихся, я же решила им помочь немного и предложила еще работать над этой проблемой во внеурочное время и исследовать: изменятся результаты обучающихся по читательской грамотности и отношение учеников к чтению.Целью исследования является создание модели внеурочной деятельности для развития читательской грамотности обучающихся, подбор и применение упражнений для повышения техники чтения и проведение исследований в течение учебного года.Задача исследования:Изучить информацию по теме исследования;Провести стартовое исследование читательской грамотности обучающихся начальных классов. Создать и запустить модель внеурочной деятельности по развитию читательской грамотности обучающихся начальных классов. Провести анкетирование обучающихся, посещающих внеурочные занятия по читательской грамотности.Провести промежуточное и итоговое исследования читательской грамотности обучающихся начальных классов. Изучить полученные результаты исследований и анкетирования.На основе полученных данных сделать выводы об истинности гипотезы настоящего исследования.Проанализировать полученные результатыОбъект исследования: обучающиеся начальных классов Булгунняхтахской школы.Предмет исследования- читательская грамотность Гипотеза: внеурочная деятельность влияет на развитие читательской грамотности обучающихся.Практическое применение - созданная модель внеурочной деятельности способствует привитию интереса обучающихся к чтению,Методы проведенных исследований: моделирование, тренинги, математические расчеты, сравнение, выводы.План исследований1. Изучение литературы, интернет- ресурсов по развитию читательской грамотности обучающихся.2. Создание модели внеурочной деятельности 4. Анализ и обобщение полученных результатов Мы учимся читать с первого класса на уроках литературного чтения, но тексты, для чтения есть в каждом учебном предмете, также по жизни нас окружает информация, которую нужно «уметь читать» и правильно понимать.В первом классе нам помогает учиться складывать первые слоги и слова «Азбука», а далее мы берем в руки более сложные литературные произведения, а также учебники по биологии, физике, химии: и все это нужно читать!В нашей школе на уроках педагоги используют множество приемов по повышению читательской грамотности обучающихся, я же решила им помочь немного и предложила еще работать над этой проблемой во внеурочное время и исследовать: изменятся результаты обучающихся по читательской грамотности и отношение учеников к чтению.«Подростки, вступающие в мир взрослых в ХХI веке, будут читать и писать больше, чем в любое другое время в истории человечества. Им потребуется более высокий уровень грамотности для работы, организации домашнего хозяйства, выполнения грандиозного долга и ведения личных дел. Им нужна грамотность, чтобы совладать с потоком информации повсеместно, где бы они ни находились. Они должны быть грамотными, чтобы подпитывать свое воображение и иметь возможность участвовать в строительстве будущего. В сложном, а иногда и опасном мире, для молодого человека очень важна способность читать. Поэтому необходима постоянная поддержка и помощь в обучении чтению, начиная с самых ранних стадий развития». Исследования. Для решения первой задачи своего исследования я подобрала контрольную работу для проверки читательской грамотности. В исследовании приняло участие 15 обучающихся начальных классов. После проведения контрольной работы я обработала результаты и получила информацию, которая отражена в таблице 1.Таблица №1. Результаты стартовой диагностической работы по читательской грамотности№ обуч-сяУспешность выполнения всей работы (% от максимального балла за всю работу)Успешность выполнения заданий по группам умений (% от максимального балла за задания данной группы)Скорость чтения (% от нормы)Уровень достижений1403849Понижен.2394048Понижен.3575050базовый4364648Понижен.5535050базовый6324549Понижен.7504850базовый8646050базовый9646750базовый10685650базовый11726850базовый12393742Понижен.13755650базовый14363539Понижен.15533430Понижен.Средний % 52%44%47%Баз -8 =53%Пон – 7 =47%Почти половина обучающихся (47%) показали пониженный уровень читательской грамотности. Лишь двое обучающихся имеют скорость чтения чуть выше нормы, у остальных результаты значительно ниже нормы.Вторую задача. Создала модель внеурочной деятельности для развития читательской грамотности. В качестве рабочего материала мы взяли все произведения Константина Георгиевича Паустовского. Читая эти произведения, кроме читательской грамотности, обучающиеся безусловно получат пользу в и плане изучения природы. Назвала курс внеурочной деятельности «Природа в произведениях К.Паустовского ». Разработанная нами модель внеурочной деятельности для развития читательской грамотности представляет 4 серии занятий по методике коллективного способа обучения, в каждой четверти своя серия занятий. Цели каждой серии занятий изменяются. Первая серия занятий прошла в 1 четверти.Общая цель первой серии занятий: развитие УМЕНИЯ НАЙТИ И ИЗВЛЕЧЬ информацию из прочитанного текста. Обучающиеся индивидуально изучают произведения К.Г.Паустовского, извлекают объекты живой природы (названия растений и животных) для создания электронного ресурсаНеобходимые ресурсы: произведения К., рабочий лист, экран учета.Структура занятия в 1 четверти:№ЭтапЦель1.ФизминуткаСнять напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключить внимание с одной деятельности на другую, успокоить нервную систему и восстановить работоспособность детей.2.Упражнения на развитие скорости чтения, грамотности чтения:- «жужжащее чтение»;Развитие навыков оптимальной скорости чтения у детей.Все ученики читаютодновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.  - «Фотоглаз»;За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова в тексте, а затем по памяти пересказать. - «Игра в прятки»Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.3.Основная часть занятияЧтение произведения, извлечение объектов живой природы (растений и животных), заполнение рабочих листов.4.РефлексияПодведение итогов, заполнение общего экрана учета.Вторая серия занятий прошла во второй четверти.Общая цель занятий во второй четверти: интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить текст.Для достижения цели обучающиеся проходят семь этапов, на которых создают творческие «продукты» по любому прочитанному произведению К.Г.Паустовского (на выбор обучающегося). В качестве «продуктов» мы предложили обучающимся создать кроссворды из 10-15 слов, тесты из 10 вопросов с выбором трех ответов, текстовое задание, деформированные тексты, выполнить рисунки, написать изложение.Структура занятия во 2 четверти:№ЭтапЦель1.ФизминуткаСнять напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключить внимание с одной деятельности на другую, успокоить нервную систему и восстановить работоспособность детей.2.Упражнения на развитие скорости чтения, грамотности чтенияРазвитие навыков оптимальной скорости чтения у детей.3.Основная часть занятия в постоянных парахСоздание творческих продуктов: кроссворд, тест, текстовое задание, деформированные тексты, рисунки, изложение; заполнение рабочих листов.4.РефлексияПодведение итогов, заполнение общего экрана учета.Третья серия занятий пройдет в третьей четверти.Общая цель занятий в третьей четверти: осмыслить и оценить текст.Для достижения цели обучающиеся пройдут семь-восемь этапов в виде квеста, на которых будут выполнять задания по произведениям К.Г.Паустовского. Это будут задания в виде кроссвордов из 10-15 слов, тестов из 10 вопросов с выбором трех ответов, текстовое задание, деформированные тексты, написать изложение, сочинение, иллюстрированные загадки.Структура занятия в 3 четверти:№ЭтапЦель1.ФизминуткаСнять напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключить внимание с одной деятельности на другую, успокоить нервную систему и восстановить работоспособность детей.2.Упражнения на развитие скорости чтения, грамотности чтенияРазвитие навыков оптимальной скорости чтения у детей.3.Основная часть занятия в постоянных парахПрохождение квеста: кроссворд, тест, текстовое задание, деформированные тексты, иллюстрированные загадки, изложение, сочинение. заполнение рабочих листов.4.РефлексияПодведение итогов, заполнение общего экрана учета.Четвертая серия занятий (практическая) прошла в 4 четверти. Обучающиеся на основе полученных знаний будут создавать электронный ресурс, например платформа JOYTEKA. На платформе будут размещены объекты живой природы по произведениям К.Г.Паустовского, значение этих объектов (растений и животных) в жизни человека (сведения из дополнительной литературы). Кроме этого, все продукты творческой деятельности обучающихся: кроссворды из 10-15 слов, тесты из 10 вопросов с выбором трех ответов, текстовые задания, деформированные тексты, рисунки, изложения, тоже будут размещены на сайте. Схема 1 «Модель внеурочной деятельности»МОДЕЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИдля развития читательской грамотности.1 серия занятий: Развитие УМЕНИЯ НАЙТИ И ИЗВЛЕЧЬ информацию из прочитанного текста (объекты живой природы).Необходимые ресурсы: произведения К.Г.Паустовского, рабочий лист, экран учета.ПРОГРАММАВнеурочной деятельности «Природа в произведениях К.Г.ПаустовскогоПРОГРАММА внеурочной деятельности «Природа Красноярского края в произведениях В.П. Астафьева4 серия занятий:Применение полученных УМЕНИЙ, создание теста по произведениямК.Г.Паустовского ПЛАТФОРМА JOYTEKA ДОСТОЙНАЯ ПРЕЕМНИЦА LEARNIShttp://didaktor.ru/platforma-joyteka-dostojnaya-preemnica-learnis/2 серия занятий:Развитие УМЕНИЯИНТЕГРИРОВАТЬ И ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ, ОСМЫСЛИТЬ И ОЦЕНИТЬ текст.Создание творческих «продуктов» по произведению К.Г.Паустовского (на выбор обучающегося): кроссворды из 10-15 слов, тесты из 10 вопросов с выбором трех ответов, текстовое задание, деформированные тексты, выполнить рисунки, написать изложение.3 серия занятий:Развитие УМЕНИЯОСМЫСЛИТЬ И ОЦЕНИТЬ текст.Квест: кроссворд из 10-15 слов, тест из 10 вопросов с выбором трех ответов, текстовое задание, деформированный текст, изложение, сочинение, иллюстрированные загадки.В конце 1 и 2 четвертей провела промежуточную и итоговую контрольные работы по читательской грамотности.Таблица №2. Результаты промежуточной диагностической работы по читательской грамотности№ обуч-сяУспешность выполнения всей работы (% от максимального балла за всю работу)Успешность выполнения заданий по группам умений (% от максимального балла за задания данной группы)Скорость чтения (% от нормы)Уровень достижений1505255Базовый 2394152Понижен.3575257Базовый4364756Понижен.5535555Базовый 6435157Базовый 7505059Базовый 8646160Базовый 9647060Базовый 10705762Базовый 11726963Базовый 12413644Понижен.13755459Базовый14373840Понижен.15533931Понижен.Средний % 54%52%54%Баз. -10=67%Пониж.-5=33%Результаты немного улучшились. Уменьшилось количество обучающихся с пониженным уровнем читательской грамотности до 33 %. Скорость чтения незначительно выросла, но также лишь двое читают чуть выше нормы, остальные ниже нормыТаблица №3. Результаты итоговой диагностической работы по читательской грамотности ( за 4 четверть)№ обуч-сяУспешность выполнения всей работы (% от максимального балла за всю работу)Успешность выполнения заданий по группам умений (% от максимального балла за задания данной группы)Скорость чтения (% от нормы)Уровень достижений1505261Базовый 2394159Понижен.3575361Базовый4364757Понижен.5545662Базовый 6505261Базовый 7656061Базовый 8656861Базовый 9687060Базовый 10747165Базовый 11747166Базовый 12755963Базовый13765860Базовый14404055Понижен.15544550Понижен.Средний % 59%56%60%Баз. -11=73%Пониж.-4=27%Количество обучающихся с пониженным уровнем читательской грамотности снизилось до 27%. Техника чтения наблюдается положительная динамика.Таблица 4 «Сводные результаты по читательской грамотности»Успешность выполнения всей работыУспешность выполнения по группамСкорость чтенияВся работа (общий балл)Достигли Базовый-73%Не достигло базовый -27%59%56%60%58 %По таблицам отслеживается положительная динамика развития читательской грамотности.Успешность всей работы возросла на 7%.Успешность выполнения заданий по группам умений (общее понимание и ориентация в тексте , глубокое и детальное понимание содержания и формы текста,использование информации из текста для различных целей) возросло на 12%Осмысление и оценка содержания и формы текста – стабильные результаты.Процентное отношение к норме чтения возросло на 13 %.Также, я провела анкетирование среди обучающихся начальных классов, которые посещают данные занятия, с целью изучения интереса обучающихся к занятиям внеурочной деятельности по данной модели. В опросе приняло участие 15 обучающихся. Я задала им 5 вопросов. Результаты отражены в таблице 5.Таблица 5 «Результаты анкетирования»№ВопросдаНетНейтральный ответ1.Нравятся ли Вам внеурочные занятия по читательской грамотности?14012.Считаете ли Вы полезными такие занятия?14013.Когда заканчивается занятие, хочется ли Вам остаться и продолжить работу?12304.Считаете ли Вы, что стали лучше читать?13025.Легко ли Вам выполнять творческие задания?8706.Захотелось ли Вам прочитать все произведения К.Паустовского?816Результаты анкет показывают, что 93% обучающихся нравятся внеурочные занятия по данной модели, и они считаю их полезными. 80% обучающихся после окончания занятия хотят остаться и продолжить работу. 87% обучающихся считают, что стали лучше читать. Для 53% обучающихся легко поддается выполнение творческих заданий и столько же ребят захотели прочитать полное собрание произведений К.Г.Паустовского .Заключения Выводы гипотеза, выдвинутая мной в самом начале исследования, подтвердились на 100 процентов. Выяснила, что внеурочная деятельность влияет на развитие читательской грамотности обучающихся. Это подтверждается моими исследованиями:Успешность всей работы возросла на 7%.Успешность выполнения заданий по группам умений( общее понимание и ориентация в тексте , глубокое и детальное понимание содержания и формы текста,использование информации из текста для различных целей) возросло на 12%Осмысление и оценка содержания и формы текста – стабильные результаты.Процентное отношение к норме чтения возросло на 13 %.Наблюдается увеличение количества обучающихся с базовым уровнем на 20%.Созданная модель внеурочной деятельности способствует также привитию интереса обучающихся к чтению, что подтверждается результатами анкетирования.Рекомендации Результаты моего исследования будут полезны педагогам школы. Результаты мониторинга в 1-2 четвертях можно применить для разработки индивидуальных планов по повышению обучающихся. Разработанную модель можно в дальнейшем применять, дополнять и развивать. Также ее можно рекомендовать для использования в других школахСписок используемых источниковТехника чтения в начальных классах. Тексты для проверки техники чтения [Электронный ресурс]. Сайт «Инфоурок»[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-razvitie-chitatelskoy-gramotnosti-uchaschihsya-2102284.html (дата обращения: 10-20.11.2019). Сайт «Молодой ученый» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3334/(дата обращения: 10-30.11.2019). Сайт «Коллективный способ обучения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kso-kras.ru/ (дата обращения: 10-30.11.2019). Клюева Н.М. Читательская грамотность. (Электронный ресурс) Режим доступа: https nsportal.ru/user/361532/pagechitatelskaya-gramotnost

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X