Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: студенты :Кандыба Людмила, Слепнева Юлия, Хлупин Андрей

Сфера "духовного" на примере религиозной символики редких сочинений XIX-XX веков

скачать документ

Вернуться назад

Сфера «духовного» на примере религиозной символики редких сочинений XIX-XX веков. Соавторы: Кандыба Людмила, Слепнева Юлия, Хлупин Андрей- студенты III курса фортепианного отделения ГБПОУ «Дзержинский музыкальный колледж» класс импровизации преподавателя Максименко Светланы Борисовны.Ключевые слова: духовность, религия, воспитывающая идея, система символов, мировая гармония, любовь к ближнему. В современном мире педагогическая мысль неразрывно связана с религиозно-культурным слоем философского осмысления бытия. Религия и культура имеют общий корень «верую»- в религии как сущность мышления и в культуре как духовная целостность художественного образа. В педагогике эта направленность воспитывает благостные эмоциональные оттенки процесса обучения, что очень важно с психологической точки зрения. Разочарованные в мирской жизни романтики искали утешение в религии, как Ференц Лист или как «ангельское утешение в этом мире» Рихард Вагнер. Рассмотрим некоторые из этих редких опусов аналитически и найдем в них символические образы духовного мира.Рихард Вагнер. Пять романсов на стихи Матильды Везендонк. В третьем и пятом романсах этого цикла воспета христианская тема вечной любви. Эта тема кочует из «Тристана и Изольды» Вагнера. Вся музыкальная картина, в которой «Ангел» является первым номером представляет собой романтическую тему вечной любви-«ангельскую» тишину и покой райского мира, духовный взлет романтической мысли. Написанные в 1857-58 гг. цикл песен представляет собой памятник любви Матильде Везендонк. «Лучшего, чем эти песни, я никогда не создавал. Лишь немногие из моих произведений могут выдержать сравнение с ними»,- утверждал композитор. Это точная картина развития чувств любящих. Духовное означает воспетое чувство любви. Долгое созерцание одних гармоний, как в «Золоте Рейна», это вечный гармонический покой- музыкальная статика. Сопоставление красок, как «Радость» и «Горе», одноименный мажор- одноименный минор. О любви Рихарда к Матильде написано в его письмах. Пессимистический отказ от воли Шопенгауэра- уход в безмолвие нирваны, и в тоже время особая опьяненность, «восторженность религиозной любви». Самый первый романс «Ангел»-символ ангела-хранителя, спасителя мирской души, спасенной в небесной тишине. Этим ангелом Вагнера была Матильда- не только профессиональная поэтесса, вдохновитель его музыки. Премьера цикла состоялась в 1862 году в Майнце. Пять песен с голосом исполнял оркестр. Оркестр передает всю глубину, плотность и мягкость гармонической вертикали, и в то же время наполненность в кульминационных зонах нон аккордов, передающих драматическую вершину в каждом стихотворении. Матильда вдохновила Вагнера и на создание «Кольца Нибелунга». Королевские стихи Матильды передают всю глубину белого стиха. Таким образом, духовная тематика Вагнера передана средствами голоса и средствами оркестра, где «Ангел»- не только воплощение трагического «Тристана и Изольды», но и светлая надежда «Лоэнгрина». Другой символ-тема духовного и святого Грааля особенно осознана в мечтательном и романтическом стихе «Der Engel». Вагнер- воплощение высокой германской духовной культуры.В Италии в это же время творит свои новаторские шедевры другой гениальный композитор Ференц Лист. Усталый от постоянных гастролей и светской жизни Ференц Лист ищет утешение в религии-аббатстве. Сразу же появляются две редакции религиозных и поэтических гармоний, мелодии на темы христианских гимнов. После принятия святого сана в Риме в 1865 году, Лист создает годом позже ораторию «Христос». В эти годы он тяготеет к «мудрому пианизму», т.е. чрезмерно экономит средства фортепианной фактуры. В мелодиях рождественских гимнов в пятой пьесе из «Третьего года странствий» «Sunct Lacrimae Rerum» экономия выражена скупой хоровой и органной фактурой. Рождественская символика и «слезная» тематика уводят Листа на путь смирения и утешения. Им созданы в этот период шесть пьес «Утешения». Невероятное по красоте и возвышенной утонченности bel canto- Марии д, Агу-романтическая тема вечной любви и утешения. Символика семантической тональности любви ре бемоль мажор. Источником вдохновения послужила поэзия Ламартина. Такой же упаднический дух, как и у Шопенгауэра вдохновил и на создание цикла «Поэтические и религиозные гармонии». Состоит из десяти пьес: 1.Призыв. 2. Ave Maria. 3. Благословение Бога в одиночестве. 4. Размышления о смерти (в 1853 поэма «Прелюды» с эпиграфом «жизнь-прелюдия к смерти» Ламартина). 5.Pater Noster. 6. Гимн ребенка при пробуждении. 7. Погребальное шествие. 8.Miserere по Палестрине. 9. Andante lagrimoso. 10. Гимн любви. Символика пресвятой Марии, Бога-отца, молитвы «Отче наш», Христа-ребенка, отпевной молитвы, слезной, вечной любви. У Листа очень много редакций и вариантов этих пьес в разных модификациях. Они писались на очень поэтичной Вилле д, Эсте. На сегодняшний день – это одно из самых привлекательных мест туризма. Отличительные особенности этих пьес: частая смена фактурного рисунка, градации от рр до ff, либо вся пьеса выдержана в тишайшей звучности dolcissimo. Темы либо хоральные, либо речитативные, либо экстатические. Гармоническая структура приближена к эпохе ренессанса- свободное чередование гармоний-мажоро-минорная система -фа диез минор-фа диез мажор. Трезвучие становится своего рода символом мировой гармонии. Таким образом, сфера духовного и поэтического- музыкального пронизана не только религиозной символикой, но и гармонией эпохи ренессанса и хоральной фактурой. У Листа другой способ звучания инструмента : экономного и мудрого. Рождественскую тему продолжает в XX веке цикл Оливье Мессиана «Двадцать взглядов на младенца Иисуса Христа». Организовавший группу композиторов «Молодая Франция», Мессиан воплощает в реальность квинтэссенцию взаимодополняемости педагогики, культуры, философии, религии и музыки. В философско- педагогической традиции пространство культуры всегда ориентировано на духовную сферу, а слово дух приравнивается к слову Бог. Духовность понимается как высшая ступень общения с Богом, и эта идея утверждается во втором номере цикла «Взгляде звезды». Сочиненное в 1944 году, оно выражает новую французскую мысль и знаменует начало нового этапа в творчестве Мессиана религиозного. Спустя некоторое время Мессиан пишет очень развернутый цикл, как непрерывные библейские истории «Видения Аминя» для двух фортепиано. Сам образ младенца Иисуса становится символом света и надежды на спасение. Мессиан воплощает традиции католической церкви, его называют «французским Бахом XX века». В цикле «Двадцать взглядов на младенца Иисуса Христа» воплощены три направления: экзотизм, неоромантизм пантеизм. Взгляд звезды построен на контрастных темах: теме звезды, теме креста и теме Бога Отца. В цикле использована система символов: троицы, девы Марии, семи таинств и креста. Побочные символы: спираль и звезды. В репризе номеров Мессиан применяет композиционный прием наложения- тем креста и звезды во втором номере. При развитии темы рассекаются по типу tmesis или структур-вставок типа интермедий. В коде второго номера синтезируются темы звезды и Бога Отца. Этот цикл политонален, отсюда вытекают красочность и радужность, т.е. многоцветие созвучий. Это картина фресок, витражей, феерия поэтических многоцветий. С другой стороны, это диалектика религиозных образов, обратимых ритмов, в основе которых лежит григорианский хорал. Таким образом, произведение олицетворяет христианскую истину, любовь к Богу через медитативную и статическую форму-процесс, движимый к последнему номеру цикла как образу любви. Взгляд звезды — это символ небесной любви. Этот номер доказательство христианской воспитательной истины «Возлюби своего ближнего как себя самого.»В заключении необходимо подчеркнуть, что религиозная и духовная сущность музыки проявляется в указанных редчайших опусах через педагогико-мироззренческую позицию, воспитывающую идею любви и гармонии с окружающим миром.Список литературы:1.Пять песен на стихи Матильды Везендонк, история, текст, записи | Рихард Вагнер. Электронные данные: http:/wagner.su>node>11452. К 200-ЛЕТИЮ ФЕРЕНЦА ЛИСТА Фортепианный цикл «Утешения» является одним из самых поэтичных и душевно-наполненных.. 2021| В Контакте. Электронные данные: m.vk.com> wall-58824856_120283.Альманах. Альфа и Омега, №6, 1995. Электронные данные: religiya.temaretik.com

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X