Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Ирина Анатольевна Носкова

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.

скачать документ

Вернуться назад

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ. Носкова Ирина Анатольевна, учитель физики и математики МОУСОШ № 64 г. Волгограда. Воспитание школьника, выявление его потребностей и интересов это достаточно сложный процесс, испытывающий множество трудностей со стороны социокультурных, экономико-политических, нравственных взаимоотношений в обществе. Как показывает многолетний педагогический опыт, педагогически грамотно организованная образовательная среда, правильно выстроенные взаимоотношения педагога и обучающихся способствуют процессу формирования исследовательской культуры школьников, занимающихся исследовательской деятельностью. Проблема формирования исследовательской культуры учащихся является одной из наиболее значимых в современном образовании.Многоаспектный характер формирования исследовательской культуры учащихся связан с духовно — нравственным восприятием окружающего мира школьником, что способствует формированию ценностного сознания личности и обуславливает интерес к данной проблеме со стороны философов (А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, Л. Н. Столович, К. Ясперс и др.), психологов (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн, В. Д. Шадриков и др.), педагогов-теоретиков (В. И. Андреев, В. А. Караковский, Н. Д. Никандров) и др. Ученые подчеркивают ценностное сознание как совокупность ценностных отношений личности (Разбегаева Л. П.), способствует формированию развитой, целостной и творческой личности. Необходимость формирования системы ценностных отношений личности определяется их практической значимостью и происходит в процессе ее становления и развития.Все выше сказанное не только способствует формированию и становлению личности школьника, формированию исследовательской культуры, но и мотивирует их активную деятельность в процессе самообразования. Аксиологическая образовательная среда включает в себя предметную среду школьного образования, систему дополнительного образования и учреждения культуры (дома творчества, музыкальные школы, творческие кружки и т. д.). Все это способствует становлению личности школьника и определенного набора ценностей для социализации в обществе. В современном образовательном пространстве аксиология является наиболее актуальной и интенсивно развивающимся направлением и в современных педагогических исследованиях представляет собой важнейшее условие развития и реализации нового образовательного процесса, ее стратегических ориентиров, основанных на гуманистических ценностях.Стоит отметить, что аксиологический подход в образовании становится одним из ведущих направлений в современной педагогической науке и связан, прежде всего, с выражением отношения человека к рассматриваемому предмету. К общему понятию «ценность» относятся материальные, нематериальные, идеальные предметы в жизни каждого человека, которые нужны ему для удовлетворения жизненных потребностей. В современной российской науке проблемой ценностей занимаются представители различных направлений научного знания: философы, психологи, социологи, педагоги, биологи, этнографы и некоторые другие.В отечественной науке данным вопросом занимаются ученые-философы П. С. Гуревич, М. В. Загоскин, С. Л. Рубинштейн, Н. С. Розов, В. П. Тугаринов и многие другие, которые понимают ценности как смысл жизни человека, связанный с идеалами и жизненными целями личности. Ценность характеризует человеческое измерение общественного сознания, так как проходит через внутренний мир самой личности. Это, своего рода, постижение многогранных сторон бытия человеком, другими словами, ценность, это личностное отношение человека к окружающему миру, возникающее не только на основе теоретических знаний и информации, но и на основе собственного жизненного опыта. Присвоение школьниками ценностей важно не только в обучении, но и в процессе непосредственного общения между субъектами. Ценности личности включают в себя важнейшие качества внутреннего мира личности, которые для нее наиболее значимы. У каждого человека на протяжении жизни складывается определенная система ценностей, которая выражается в определенном способе существования личности. Система ценностей образует совокупность сознания и поведения личности и влияет на ее дальнейшее развитие.Система ценностей представляет собой важнейший компонент для развития современного общества, для формирования личности школьника. Формированию личностных ценностей старшеклассника способствует исследовательская деятельность, основа которой закладывается в образовательной среде. Образовательная среда является общностью, которая в связи со спецификой возраста характеризуется:а) взаимодействием ребенка со взрослыми и детьми;б) такими важнейшими процессами как взаимопонимание, коммуникация, рефлексия (то есть отношение к своему опыту внутри данной общности);в) такой важнейшей характеристикой как историко-культурный компонент, который определяет, откуда это взялось, как «оно» двигается…и т. д. Анализируя приведенные выше определения и описания понятия «образовательной среды», следует отметить наличие типологических признаков, которые выделяют большинство исследователей, а именно:-   образовательная среда разного уровня является сложным объектом познавательной деятельности;-    существует как определенная социальная общность (школьный коллектив, в котором формируется конкурентоспособность и способность к сотрудничеству, работа в коллективе);-   развивает совокупность человеческих отношений (субъектов процесса образования);-   обладает широким спектром разнообразия типов и видов сред;-   выступает условием и средством воспитания (как общественного явления), обучения (как предмет совместной педагогической деятельности) и развития (социального индивида в личность, общности в общество). В аксиологическую образовательную среду включен ряд гуманитарных систем: человек, общество, культура. Значит, в процессе образования личности в этой среде происходит взаимодействие этих сложных систем: человек-общество-культура (Л. П. Разбегаева). Это, прежде всего, поведение человека, взаимодействие человека с обществом в культурном и образовательном пространстве и взаимодействие самого общества на становление личности школьника. Следовательно, аксиологическая среда обеспечивает условия для формирования исследовательской культуры учащихся.Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонней и развитой личности, поэтому в государственных образовательных стандартах второго поколения в качестве одного из важнейших метапредметных образовательных результатов названа исследовательская культура. Рассматривая понятие, исследовательская культура старшеклассников следует, прежде всего, сформулировать понятие культуры в общем плане. Так, культура исторически сформировалась как способ духовного освоения действительности и как способ производства. Она способна продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности различных форм и типов. Формы и способы духовной деятельности человека постепенно приобретали самостоятельный статус и в современной культуре существуют уже как институты культуры. Работы Т. Е.Климовой, И. В. Носаевой, Г. В. Макотровой и др. посвящены вопросам формирования исследовательской культуры учащихся образовательных учреждений, т. к. рассмотрение данной проблемы является актуальной для современного школьного образования.Исследовательская культура — это, прежде всего наличие определенных качеств у обучающихся, характеризующихся активной поисковой потребностью, совокупностью знаний, умений, навыков, определенных исследовательских способностей, при формировании которых можно успешно вести исследовательскую деятельность. Она является одним из важнейших аспектов общей культуры человека и несет в себе ценностно-смысловое значение, влияет на развитие нравственного сознания и обуславливает этику исследовательского поведения школьника. Таким образом, формирование исследовательскую культуры учащихся, рассматривается как разностороннее качество личности, характеризующееся ценностным отношением к исследовательской деятельности, необходимостью в потребности поисковой активности, наличием определенных исследовательских знаний, умений и потенциалом креативных и исследовательских способностей. Социальный проект, как ничто другое, является первой ступенью в процессе формирования исследовательской культуры школьника с достаточно средним интеллектуальным потенциалом, для которого слово наука уже является пугающим и недосягаемым. Для нас на этапе вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность было важно на очень приземлённом уровне раскрыть ученикам понятие исследования. Мы начали с рубрики «Праздник каждый день». Это было вначале только перечень дат в календаре.Затем ребят заинтересовали профессиональные праздники их родителей и родных. Постепенно они стали собирать информацию о курьёзных праздниках, непонятных и нелепых. Работая с литературой, учащиеся приобретали навык оформления сообщений, мини-исследований, рубрик и т.п. Ребята объединялись в группы по интересам. Таким образом, эта работа вытекла систему лекций для начальной школы и младших школьников.По мере работы над проектом выделились направления:- праздники, отражающие духовно-православные аспекты истории своего народа;- праздники курьёзов и нелепостей;- праздники воинской славы нашего народа;- праздники, заимствованные из мировой истории;- профессиональные праздники;- политические праздники.Наиболее востребованными оказались праздники, отражающие духовно-православные аспекты истории своего народа и праздники воинской славы нашего народа. Тогда мы с ребятами решили объединить эти направления в одно. Так родился лекторий « История и доблесть российского оружия в истории и в художественных образах». В нём, учащиеся попытались исследовать вопрос создания архитектурных памятников православной культуры непосредственно приуроченных к славным датам воинской славы российской истории. Учащиеся работали над сбором информации, созданием презентации, выступлениями в начальной школе, приобретая опыт общественного выступления, шлифуя свою речевую культуру, работая над фактами. Далее появилась идея продолжить свои исследования непосредственно работая с архивными материалами по истории православной истории Волгоградской области. Стал вырисовываться план экскурсий по храмам и монастырям малой родины.Первым в этом перечне стоял областной центр г. Серафимович в Спасо-Преображенский монастырь. После поездки ребята продолжили свои исторические изыскания в области духовно-нравственных традиций нашего народа и приняли активное участие театрализованном представлении к Дню Рождества Христова. Проект продолжает свою работу и в апреле 2014 года заложена экскурсия «Православный Волгоград». Теперь мы решили с ребятами предварительно самостоятельно изучить маршрут, с точки зрения истории памятников православной культуры нашего города. Таким образом, на нашем примере можно заключить, что формирование исследовательской культуры представляется как способность личности школьника к сопереживанию; ценностным ориентациям, отражающим творческие интересы и исследовательские мотивы в процессе изучения какой-либо проблемы; ведение исследовательской деятельности позволяющей раскрыть гражданские, нравственные, моральные позиции старшеклассника, его отношение к истории Отечества, своему родному краю, традициям и т. д.; умения творческого осмысления и письменного оформления результатов исследовательских изысканий. Таким образом, именно в аксиологической среде происходит формирование личности человека и его культуры; ученика — на формирование его духовно-нравственного и морального становления, формирования исследовательской культуры в процессе его исследовательской деятельности. Таким образом, исследовательская культура, характеризуется освоением получаемой информации в процессе исследовательской деятельности, поступающая через тексты культуры, диалогическим общение субъект-субъектных взаимоотношений, формированием ценностного отношения к исследовательской деятельности, обеспечивающее познавательное и творческое саморазвитие. Становлению исследовательской культуры школьников способствует аксиологическая образовательная среда, в которой созданы наиболее полные условия для становления личности школьников, которая входит в жизнь каждого ученика в виде получаемой информации, фактов, сведений о исследовательской культуре, формирующейся в исследовательских изысканиях.Литературы1. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. М. , 1994;. Ильин И. Путь к очевидно сти… М. , 1998. С. 671 — 846.2. Ильин И. Путь духовного обновления / Путь к очевидности. М. , 1998.3 Гусинский.Э. Н., Л. П. Разбегаева, Е. А. Мацефук.Аксиологическая образовательная среда как педагогическая система (ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально- педагогический университет») 3. Невелев А. Б. Событие духа: от мысли к Лику. Челябинск, 1997.4. Плотников В. И. Ценностный мир человека и его судьба // Двенадцать лекций по философии. Екатеринбург, 1996. С. 193 — 224.5. Риккерт Г. Философия жизни / Пер. с нем. Киев, 1998. (Познание; Вып. 6).6. Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Пер. А. В. Денежкина, А. Н. Малинкина, А. Ф. Филлипова; Под ред. А. В Денежкина. М. , 1994.7. http://www.jourclub.ru/ HYPERLINK "http://journals.uspu.ru/i/inst/pedobraz/ped2008/ped_3_2008_7.pdf" \l "page=3" \o "Страница 3" HYPERLINK "http://journals.uspu.ru/i/inst/pedobraz/ped2008/ped_3_2008_7.pdf" \l "page=4" \o "Страница 4" HYPERLINK "http://journals.uspu.ru/i/inst/pedobraz/ped2008/ped_3_2008_7.pdf" \l "page=5" \o "Страница 5" HYPERLINK "http://journals.uspu.ru/i/inst/pedobraz/ped2008/ped_3_2008_7.pdf" \l "page=6" \o "Страница 6" HYPERLINK "http://journals.uspu.ru/i/inst/pedobraz/ped2008/ped_3_2008_7.pdf" \l "page=7" \o "Страница 7"

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X