Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Нина Ивановна Козлова

Роль концертмейстера и специфика его работы в образовательном процессе в колледже культуры

скачать документ

Вернуться назад

Министерство культуры и архивного дела Приморского краяГАПОУ «Приморский краевой колледж культуры»Роль концертмейстера и специфика его работы в образовательном процессе в колледже культурыАналитическая справкаПреподаватель и концертмейстер КОЗЛОВА Н.И.2023гРоль концертмейстера и специфика его работы в образовательном процессе в колледже культурыКолледж культуры работает по подготовке специалистов с различными квалификациями: руководителей любительских творческих коллективов, преподавателей в области хореографического, театрального, эстрадного искусства, хорового народного пения, организаторов и менеджеров социально-культурной деятельности. На всех отделениях и специальностях немыслима полноценная работа без активного, деятельного и профессионального участия концертмейстеров. Есть целый ряд дисциплин, которые педагоги ведут в тесном содружестве с концертмейстерами пианистами и, конечно же, возникает вопрос о работе с обширным спектром нотной литературы, с которым необходимо знакомиться практикующему концертмейстеру. Хорошо, если есть возможность концертмейстеру специализироваться на одной из специальностей, но чаще всего возникает необходимость совмещать работу на занятиях самого различного направления: классический танец, хоровое или оркестровое дирижирование, постановка голоса, эстрадный вокал, сценическое движение, хоровой класс и др. За свою многолетнюю работу в качестве концертмейстера мне пришлось трудиться и с хореографами, и с дирижерами, и с вокалистами, и с инструменталистами, поэтому специфику деятельности в каждом из направлений представляю не понаслышке. Каждая дисциплина предполагает обширные списки произведений, которые употребляются в учебной работе. Достаточно назвать разучивание отдельных движений, «па» в классическом танце, на каждое из которых необходимо подобрать соответствующие музыкальные фрагменты и исполнить их в нужном характере и темпе. Специальной нотной литературы и сборников не так много, поэтому концертмейстеру приходится много всего переиграть, иногда выучить, чтобы музыка совпала с требованиями и пристрастиями ведущего педагога – хореографа.Оркестровое дирижирование предполагает содружество с концертмейстером, который не просто свободно читает с листа, но и ориентируется в специфическом репертуаре переложений оркестровых партитур или в популярной фортепианной музыке. Работая с солистами, концертмейстер часто занимается транспозицией, чтобы создать комфортные условия индивидуально каждому певцу в зависимости от его вокальных возможностей, рабочего диапазона. В последние годы в педагогических коллективах стало сильно не хватать концертмейстеров баянистов, которые всегда работали на народных танцах, на занятиях хора, вокальных ансамблях, постановке голоса на специальности сольное и хоровое народное пение. Преподаватели «народники» вынуждены работать с пианистами, а тем, в свою очередь, приходится сочинять аккомпанементы, делать обработки, транспонировать народные песни. Хорошие концертмейстеры составляют целые сборники произведений, которые являются подспорьем в работе на каждой из дисциплин. Остановлюсь на работе концертмейстера на занятиях по хоровому дирижированию. На уроках хорового дирижирования концертмейстер играет хоровые партитуры, которые могут быть самой разной сложности: от однострочной для однородного хора до многострочной для смешанного. Эта дисциплина предполагает знакомство, изучение, непосредственно дирижирование произведений a`cappella и с сопровождением в разных размерах, характерах, стилях. Как правило, работа над произведением начинается с разбора, анализа и исполнения на фортепиано хоровой партитуры. Особенно тщательно необходимо потрудиться над произведением a`cappella и часто именно концертмейстер подскажет более удобную аппликатуру для исполнения, штрихи, которыми необходимо воспользоваться для более качественного звуковедения. Поскольку в настоящее время в колледже хоровое отделение готовит руководителей, артистов-вокалистов и педагогов народного плана, приходится большое внимание уделять партитурам русских народных песен. В нотной литературе накоплено достаточно большое количество фольклорных записей, обработок народных песен, авторских сочинений в народном плане, которые используются для теоретического анализа, интонирования отдельных партий, знакомства и изучения областных певческих стилей, просто для накопления русского народного репертуара, который потребуется в дальнейшей работе наших студентов. Довольно полезной считаю работу по учебнику «Этносольфеджио», где собраны расшифровки русских народных песен разного жанра, представлена вся большая и многоликая Россия с фольклорным песенным материалом. Для старших курсов интересно разбираться в ладо-тональном плане, в большом разнообразии представленных переменных, смешанных размеров. Для освоения дирижёрской техники необходимо включать в репертуар и классическую музыку, которая представлена в многочисленных сборниках разных авторов, которые всегда были очень востребованы педагогами – дирижёрами. Концертмейстерам, работающим на занятиях по хоровому дирижированию необходимо играть всё это разнообразие хоровых произведений. Одно из пожеланий и даже требований играть партитуры «по-хоровому», то есть по возможности передавая на фортепиано тембры голосов, фразировку, цепное дыхание. Концертмейстер не просто играет музыку, он исполняет её по дирижёру, повинуясь жестам студента, если он их достаточно освоил. Хороший концертмейстер выполняет волю дирижёра-ученика и если показы недостаточно внятные и выразительные, концертмейстер своей игрой даёт это понять. Особенно это прослеживается на ауфтактах, которые студент достаточно ясно и конкретно обязан показать, тогда музыкально, в нужном характере и темпе будет играть партитуру концертмейстер. Между педагогом и концертмейстером подразумевается полная согласованность, иначе трудно добиться хороших результатов от проведённого занятия. Чтобы студент понял свои ошибки в показах, крайне полезно иногда концертмейстеру или играющему педагогу при исполнении музыкального произведения временами играть заведомо неверные ноты, не вовремя вступать, играть невыразительно, не в характере, не в нужном темпе, искажая динамику, которая указана или предполагается в партитуре. Тогда у нашего дирижёра появляется возможность воспитывать в себе необходимое чувство контроля над слышимым, останавливать играющего, указывать на ошибки, определяя их суть и предлагая способы их устранения. Педагог обязан воспитать в студенте чёткость требований к исполнению, чтобы не получалось такой практики: остановил звучание, но не может сформулировать, что не устраивает в исполнении. И уж совсем не допускается, чтобы просто повторялось произведение без чётко сформулированной задачи. Используя этот приём, уже в классе создаётся обстановка, предваряющая репетиционный процесс в хоре, где ошибки подобного рода также будут возможны. Есть ещё один результативный педагогический приём: концертмейстер периодически берёт темп отличный от того, который пытается показать студент. В таких случаях обучающийся или же идёт за темпом, навязанном ему пианистом, либо пытается исправить положение. Если концертмейстер не подчиняется жесту, тогда дирижёр останавливает исполнение и прибегает к помощи слова, объясняет, что не устроило его, как дирижёра в игре концертмейстера. Конечно же, договорённость педагога и концертмейстера должна осуществляться заранее. Подобные «эксперименты» дают хорошие результаты в отношении развития воли студента, в воспитании его, как хормейстера.Заниматься этими упражнениями стоит до тех пор, пока в обучающемся не появится способность вести за собой исполнителя. Конечно, более одарённые не нуждаются в таких упражнениях, но многим бывают просто необходимы. Эти приёмы воспитывают и концертмейстеров, помогая им «превратиться» в хористов.Классные занятия «под фортепиано» не могут полностью заменить практическую работу с хором, но основные жесты, дирижёрскую технику, умение взаимодействовать с исполнителями будущий хормейстер получает именно на уроках дирижирования во взаимодействии с концертмейстером. Таким образом концертмейстер должен рассматривать свою работу как важнейший момент «хорового» воспитания ученика, представлять себя в качестве прообраза будущего хора, с которым впоследствии будет работать его воспитанник.Не могу не сказать о том, что хороших концертмейстеров катастрофически не хватает, не каждый педагог пианист или дирижёр может выполнять в полном объёме эту сложнейшую работу.ЛитератураАктуальные проблемы истории, теории и методики музыкально-исполнительского искусства. Сборник статей. Выпуск 1. Редакторы-составители: Рензин В.И. Уманский М.А. Екатеринбург, 1993Андреева Л. Методика преподавания ъхорового дирижирования. Л., 1972Люблинский А. Теория и практика Аккомпанемента. Л., 1972Маталаев Л.Н. Основы дирижерской техники. М., 1986Шендерович Е. В концертмейстерском классе. М., 1969

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X