Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Сергиенко Наталья Вячеславна

Мастер класс: «Групповая и парная работа как одна из форм формирования функциональной грамотности на уроках»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №1 г. МарксаСаратовской областиМастер класс:«Групповая и парная работа как одна из форм формирования функциональной грамотности на уроках»Ведущий мастер – класса: Сергиенко Наталья Вячеславна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория г. Маркс 2023г.Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации и внедрении приемов групповой и парной работы развития функциональной грамотности на уроках.Задачи:продемонстрировать коллегам эффективные методы и приемы групповой и парной работы по развитию ФГ на уроке;прокомментировать эффективность применения данных приемов;отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах)Слайд 1Здравствуйте дорогие коллеги. Слайд 2Давайте настроимся на работу. Я попрошу Вас закончить предложение: «Для меня мастер – класс- это… если камень, то какой? Если цветок, то какой? Если время года, то...? Если наряд, то…? Если настроение, то…? Свой мастер-класс мне хотелось бы начать со слов Альберта Эйнштейна Слайд 3«Образование – это то, что остается после того, как забывается все выученное в школе». Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Т.е. быть функционально грамотным человеком. Я не буду останавливаться на определении функциональной грамотности. Слайд 4 Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Слайд 5И, действительно, если рассматривать функциональную грамотность с точки зрения Н.Ф. Виноградовой «Функциональная грамотность младших школьников», то сущность ФГ состоит в том, что обучающиеся готовы: Слайд 6.- сами добывать знания;- применять полученные знания;- оценивать свое знание-незнание;- готовы к саморазвитию.  Развивать ФГ можно различными способами. Выбрать нужный приём или способ, который заинтересует ученика – вот в чём проблема.Сегодня мы постараемся вместе с вами решить одну проблему. Давайте попробуем её сформулировать. Для этого я предлагаю выполнить ряд заданий. Выберите себе компаньона и решите задачу, спрятанную в конверте.(Собери пословицу, подумайте над её продолжением) Дружно не грузно. (А врозь хоть брось) Вдвоём и горе в половину. (А счастье вдвойне)Друг познаётся в беде. (А недруг в радости) Спасибо. Присаживайтесь на свои местаЯ попрошу выйти ко мне трёх желающих. Выберите себе по два помощникаи выполните задание. Реши примеры, расставь числа в порядке возрастания и составь слово. (У)17-7=10 (Ь)12+8=20 (Р) 14-7=7 (З) 20-6=14 (Д) 15-9=6 (Я)15+10=25У меня есть карточка, выполните заданию, помогая друг другу. - Что объединило все три задания? Над каким способом или приёмом развития ФГ мы будем работать. Выберите этот метод на слайде. Слайд 7Итак, какая же тема нашего мастер класса? «Групповая и парная работа как одна из форм формирования функциональной грамотности на уроках» Слайд 8Слайд 9Мыслительный процесс начинается там, где возникает проблема, требующая решения. Основная цель использования групповой работы - развитие мышления, формирование рефлексии, чему способствует групповая работа, поскольку процесс мышления пронизывает групповое взаимодействие.- Какие группы возможно сформировать в процессе работы. Слайд10.Давайте же вспомним правила работы в группах. Слайд 11.Наша аудитория делится на 2 части оптимисты и пессимисты. Вы приводите пример групповой работ который бы вы применили. Оптимисты доказывают, что этот приём хорош, а пессимиста – указывают на недостатки.Текст.Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек!? И задумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный»? Может быть, это человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает вещи, приходит вовремя в школу? Да, корень этого слова «порядок». Но речь идет не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок - верность, честность, благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди. Порядочный. Постарайся скорее понять и запомнить это прекрасное русское слово. Живи так, чтобы люди говорили о тебе: «Это порядочный человек». (По Ю. Яковлеву) Вопрос: Достаточно ли в тексте информации, чтобы раскрыть понятие «порядочный человек»? Ответ: ________________Задание 1. Используя текст и дополнительные источники, составь свое определение «порядочный человек». Какой вид групповой работы вы бы использовали?(работа в группах)Порядочность – честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам. Порядочный человек - честный, соответствующий принятым правилам поведения. Словарь ОжеговаПорядочность – моральное качество человека, характеризующееся строгим соблюдением установленных норм поведения в том обществе, в котором проходит его жизнь; неспособность к сознательному, намеренному совершению поступков, противоречащих нормам общественной морали, нравственности и воспитания, а в случае случайного или вынужденного нарушения им этих норм – способность испытывать чувство стыда и вины. ВикипедияО порядочности писал Аристотель, определяя порядочного человека, как человека, никогда не делающего дурного по своей воле. Порядочный человек - это человек… ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(Какие плюсы и какие минусы в работе в группах) Выступление оптимистов и пессимистовЗадание 2. Какие источники информации пополнят твои знания о порядочном человеке? А) Интернет Б) Словари, энциклопедии В) Географическая картаГ) Телевизионные передачи из цикла «Из жизни замечательных людей»Д) Другие источники. Какие?___________________Какой вид групповой работы эффективнее для выполнения второго задания? (работа в парах)  (Какие плюсы и какие минусы в работе в парах)Задание 3. Используя текст, свои наблюдения и дополнительные источники, составь для своих одноклассников Памятку «Как стать порядочным человеком». Какой вид групповой работы применили? (работа в микрогруппах)Памятка «Как стать порядочным человеком»1._____________________________________________2._____________________________________________3._____________________________________________4._____________________________________________5._____________________________________________ (Какие плюсы и какие минусы в работе в микрогруппах)Задание на дом. Встречались ли тебе в жизни «порядочные люди»? на выбор 1) Составьте о них рассказ. (индивидуальная работа)2). Вспомните литературные произведения, в которых вы читали о “волшебных поступках”. Какие это были поступки? (запишите название/ автор/ поступок) (работа в парах)Давайте подведём итоги нашего мастер – класса. Преимущества использования групповой формы взаимодействия на уроках:Вовлечение в процесс работы всех учащихся,Актуализация предшествующего опыта и знаний,Повышение чувства ответственности не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда,Развитие самостоятельности и влияние на микроклимат в группе,Формирование адекватной самооценки личности, более прочных знаний.Недостатки работы в группе• «слабые» учащиеся могут быть пассивными при групповой работе, предоставляя всю работу лишь «сильным» учащимся;• среди учащихся могут возникнуть конфликты из-за межличностных отношений;• учителю сложно оценивать каждого члена группы;• сложность в организации групповой работы как таковой. О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X