Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Байлукова Марина Николаевна

РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

скачать документ

Вернуться назад

РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)М.Н.БайлуковаМБОУ СОШ №61 им.Н.М.Иванова,г. Новосибирск, Россияучитель начальных классовАннотация: В статье представлен опыт работы педагога, основанный на использовании речевых зарядок для развития техники чтения учащихся начальной школы.Ключевые слова: техника чтения, речевая зарядкаФормирование умений и навыков чтения является актуальной проблемой сегодняшнего образования.  Оно нацелено на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), в которых чтение рассматривается как универсальное учебное действие, как один из основных способов работы с информацией и как средство воспитания и развития учащегося. Навык чтения складывается из двух сторон: смысловой и технической. При этом техническую сторону следует рассматривать как подчинённую смысловой, обслуживающей её. В своей статье «Приёмы обучения смысловому чтению в начальной школе у глухих учащихся» я предоставила опыт работы, основанный на использовании приёмов обучения смысловому чтению глухих учащихся начальной школы, который применим и в общеобразовательной школе. [1, с.18]Однако работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Ведь без нормальной техники чтения учение в старших классах будет значительно затруднено.Что же включает в себя техническая сторона речи? Для всех педагогов начальной школы известен и до сих пор применяется контрольный срез, который так и называется «Проверка техники чтения». При этом многие годы при оценке навыка уделялось первостепенное внимание параметрам «способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность».На каждом уроке чтение обязательно и многократно, но в зависимости от цели урока применяется в разных видах и в разных сочетаниях.Сплошное чтение всего текста, сплошное чтение по частям, чтение цепочкой по предложению, чтение отдельных трудных слов, чтение предложений к картинкам книги, выборочное чтение по ролям и наизусть применяется в 1 - 3 классах, когда перед учителем стоит одна из основных задач - выработать у детей навыки чтения. Но научить по-настоящему хорошо читать непросто. В своей работе я применяю специальные упражнения и способы действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, выразительность.Упражнения, направленные на развитие четкости произношения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения – речевые зарядки.Речевые зарядки возможны не только в начале урока, но и середине, и в конце урока, в зависимости от его структуры. Они строятся на материале читаемого текста или на другом материале, имеющем отношение к изучаемой теме. Здесь организуется чтение отдельных предложений или слов, чтение загадок, чистоговорок, скороговорок или небольших стихотворений. Задача таких речевых зарядок – подготовить артикуляционный аппарат учащихся к активной работе, потренировать детей в чтении, отработать отдельные стороны этого процесса, подготовить школьников к работе над текстом.Например, во 2 классе перед чтением сказки-несказки В.Бианки «Сова» возможно проведение речевой зарядки. На стихотворном материале ученики хором и индивидуально читают четверостишие:Днём сонные совыНа соснах сидят,Когда все уснутНа охоту летят.В процессе чтения отрабатывается произнесение звука [c], слитность чтения предлогов со словами.Возможен другой вид речевой зарядки – чтение слов со сложным стечением согласных. Данное упражнение хорошо вписывается в словарную работу над текстом. Слова выбираются из читаемого текста, записываются на доске и прочитываются хором и индивидуально:ча – отча – отчаянная, отчаянная голова. Сова – отчаянная голова.рди – рассерди – рассердилась. Рассердилась сова.кли – перекли – перекликаются. Перекликаются мыши.На речевой зарядке возможна тренировка в чтении с разной силой громкости:ХО-ХО-ХО, СТАРИК! (громко)хо-хо-хо, старик! (тихо)с разным логическим ударением:Сова в дубу сидит.Сова в дубу сидит.Сова в дубу сидит.или интонацией:Сова полетела мышей ловить. (повествовательная интонация)Сова полетела мышей ловить? (вопросительная интонация)Сова полетела мышей ловить! (восклицательная интонация)Во время речевой зарядки или в середине урока после очередной беседы по тексту можно предложить прослушать отдельные предложения из текста и повторить их с необходимой интонацией или определенной громкостью и ударностью.Стал Старик молоком чай белить, чай белить — Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.Ученики должны повторить услышанное.Для поддержания работоспособности необходимо переключать внимание учеников с помощью физминуток. На уроках чтения целесообразно эти «минутки» сочетать с чтением стихов, что способствует выработке ритма речи и отработке его внятности, а движения школьников приобретают выразительность.Совушка-сова, большая голова,На пеньке сидит, головой вертит, (крутим головой в разные стороны)Во все стороны глядит, да, ка-а-ак полетит! (поднимаем руки вверх)Главный результат использования подобных упражнений заключается в том, что уучащихся улучшается качество устной речи, исправляются дефекты, правильная постановка дыхания, соответственно, улучшается правильность чтения. Сформированность навыка чтения в свою очередь влияет на повышение качества успеваемости по всем предметам в целом.Литература.Байлукова М.Н. Приёмы обучения смысловому чтению в начальной школе у глухих учащихся. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы: материалы II всероссийской (заочной) научно-практической конференции, г. Барнаул, 24−25 февраля 2017 г. / под ред. М.В. Сурниной. − Барнаул : АлтГПУ, 2017.Фигурова, Л. Р. Совершенствование техники чтения младших школьников // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – № 12. Рендакова, Е. М. Использование методики скороговорения для развития речи младших школьников // Начальная школа. – 2000. – № 11.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X