Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Липницкая Екатерина Викторовна

Программа по дополнительному образованию для 3 класса "Учусь писать без ошибок"

скачать документ

Вернуться назад

Департамент образования города МосквыЮго-западное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждение школа №113Рекомендовано «Утверждаю»Педагогическим советом Директор ГБОУ школы №__ГБОУ школы №___ ___________________Протокол № __________________________ ___________________ «___»____________20__г.___________________Рабочая программапо курсу внеурочной деятельности«Учусь писать без ошибок» 3 класс (8-9 лет)ознакомительный курс (1 час в неделю)Учитель начальных классов Липницкая Екатерина Викторовна Москва, 20__-20__учебный год1. Пояснительная запискаПрограмма курса внеурочной деятельности «Учусь писать без ошибок» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального образовательного стандарта начального общего образования», на основе Л.С. БеретдиноваНаправленность программы.            Программа по курсу «Учусь писать без ошибок» учитывает возрастные, обще учебные и психологические особенности младшего школьника и представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания, учащихся уже в начальной школе.Уровень освоения программы: ознакомительный Актуальность программы.Занятия в кружке способствуют расширению кругозора учащихся, развитию устной и письменной речи, получению углублённых знаний по родному языку, раскрытию творческих способностей, решению проблемных вопросов нравственного и эстетического воспитания.Педагогическая целесообразность. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:- занятия в свободное время;- обучение построено на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагог);- детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятий.            Виды и формы учебной деятельностиигровая деятельность;познавательная деятельность;проблемно-ценностное общение;проектная и исследовательская деятельность;художественное творчество;трудовая деятельность.Ведущей формой организации занятий является групповая.Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит   заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления, развития устной и письменной речи, закрепления знаний и навыков, полученных на уроках.Участие в КВНах, викторинах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, досугах и спектаклях, интеллектуальных конкурсах на уровне школы, района.Формы занятий- индивидуальный подход к каждому ребёнку- принцип обучения и воспитания в коллективе (сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации на занятии)- коллективные занятия необходимы для формирования опыта общения и чувства коллективизма.Методы:Для качественного развития творческой речевой деятельности программой предусмотрено:- предоставление учащимся права выбора форм сотрудничества на занятии (самостоятельно, в группе «Муравейник» или в паре сменного состава, в паре по выбору учащегося или учителя, в паре с учителем);- система постоянно усложняющихся заданий и разноуровневых заданий в зависимости от подготовленности и уровня подготовки ребёнка, что обеспечивает овладение приёмами творческой работы всеми обучающимися;- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;- создание увлекательной атмосферы занятия, где наряду с элементами творчества необходимы и трудовые усилия.Отличительные особенности программы:Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но и формируются и развиваются в процессе деятельности. Внеучебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.Однако эти возможности зачастую реализуются далеко не лучшим образом. По данным психологических исследований наибольший сдвиг в развитие ребенка происходит на первом году обучения. Далее темпы умственного развития учащихся замедляются, а интерес к учебе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения.Школьные уроки по-прежнему в своей массе нацелены на прохождение программы, а не на развитие мышления детей.Но традиционные программы и учебники страдают рядом существенных недостатков. Если проанализировать их, то не трудно заметить, что упор в них делается на типовые задания, в которых требуется лишь применение решения определенного алгоритмического вида.В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по развитию речи и обучению родному языку, а так же помогает двуязычным детям в освоении русского языка.Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение грамотной речью, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения развитию речи строится на единстве активных и увлекательных методов и приёмов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний у школьников развиваются творческие начала.Цель  курса: В связи с наметившейся тенденцией общества на гуманизацию среднего образования, с ориентацией процесса обучения на индивидуальные интересы личности главной целью обучения должно быть общеинтеллектуальное развитие. Для формирования личности учащегося, для достижения высокого уровня его развития именно эта деятельность, как правила, оказывается более значимой, чем те конкретные знания, которые послужили ей базой. Именно поэтому среди общих целей образования центральное место занимает развитие абстрактного мышления, необходимой компонентой которого является логическое мышление – как дедуктивное, в том числе и аксиоматическое, так и продуктивное – эвристическое и алгоритмическое мышление.Задачи курса:Сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;Сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);Развивать образное мышление;Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;Развивать творческие способности;Увеличить концентрацию внимания и объема памяти;Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.        В   основу   программы    внеурочной   деятельности   положены следующие принципы:1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей. 2. Принцип научной организации 3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся 4. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования 5. Принцип целостности 6. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования 7. Принцип личностно - деятельностного подхода 8. Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов 2. Общая характеристика курсаВнеучебно – познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, внеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки внеучебно – познавательной деятельности. Учение овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.3. Место курса в учебном плане. Категория обучающихся.Программа предназначена для детей 8-9 лет. Продолжительность реализации программы 1 учебный год (9 месяцев).Продолжительность занятия 45 минут, праздничные открытые мероприятия до 90 минут. Программа рассчитана на проведение 1 занятия в неделю.4.формы контроля:* тестовые задания, * самостоятельные работы,* тренировочные диагностические и метапредметные работы,* сочинения,* изложения, * внеклассные мероприятия и праздники,* творческие работы (мини-проекты).5. Материально-техническое обеспечениеУсловия реализации программы: Материально-техническая база:- наличие кабинета для занятий;- обеспеченность учащихся необходимыми материалами (тетради, канцелярские товары, карточки для оценки своей деятельности (для «Муравейника»), раздаточный материал: лента букв, светофоры, звуковые схемы, репродукции, сценарии открытых мероприятий).Методическое и дидактическое обеспечение:- использование предметных картинок, репродукций, презентаций, слайд-шоу (наглядный материал);- компьютер с выходом в интернет, проектор;- музыкальная база, подборка литературных произведений по темам занятий.- дидактический и раздаточный материал, тесты, проверочные работы.Психолого-педагогические условия:- наличие стабильного детского коллектива;- творческая рабочая атмосфера;- мастерство педагога.6. Результаты освоения курсаЛичностными результатами изучения данного курса являются:развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, уменияпреодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;воспитание чувства справедливости, ответственности;развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартностимышления.Метапредметные результатыСравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использоватьего в ходе самостоятельной работы.Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданнымиправилами.Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемныхвопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.Предметные результатыИскать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.Моделировать ситуацию.Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.Воспроизводить способ решения.Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.Оценивать предъявленное готовое решение.Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения. Содержание образовательной программыЛексическая работа: наблюдение над лексическим значением слов-названийпредметов, над многозначными словами, словами с противоположным значением речи; обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствие с темами бесед («Дом», «Семья», «Город», «Осень» «Праздники и традиции» и т.д.); развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировка слова; создание условий для употребления новых слов в собственной речи.Развитие грамматического строя речи: наблюдение над образованием словприставочным и суффиксальными способами по определенным моделям, упражнения в образовании слов по образцу (упражнения типа «Назови ласково»); наблюдения над однокоренными словами, выделения их из группы слов, подбор однокоренных слов; формирование навыка образования и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; практическое знакомство со словосочетанием и предложением; знакомство с предлогами; развитие умения выделять предлоги из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам; исправление ошибок в употреблении предлогов.Развитие связной устной речи: обучение ответам на вопросы, диалогической речи; обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов; обучение подробному пересказу текста; обучение составлению рассказа-описания по сюжетной картинке, по серии картин, по опорным словам и т.д.Звуки: формирование понятия «звук»; развитие органов артикуляции, изучениеспособов произнесения звука; изучение акустических характеристик звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные; формирование умения выделения в слове гласных звуков, согласных твердых и мягких, звонких и глухих выделения звука в начале, конце и середине слова; звуковой анализ состава слогов и слов; «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений. Фонетический разбор слов.Слоги: формирование понятия «слог», слоговой анализ слов; умения подбора слов на заданное количество слогов; выделения в словах первого и последнего слогов; подбора слов на заданный слог; составление прямых и обратных слогов.Слова: формирование умения выявления различий в звуковом (слоговом) составе двух слов; составления слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок; изменения слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков (слогов); выявления повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам; восстановления нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова; последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава. Формирование понятий части речи, морфологический разбор слов.Буквы: знакомство с буквами; дифференциация понятий «звук» и «буква», согласные и гласные буквы; соотнесение букв и звуков.Предложение и текст: виды предложений, типы текстов. Виды пересказов, изложение и сочитение.В течение курса «Учусь писать без ошибок» ребенок учится:1. Развитие связной речи.- Пересказывать литературные произведения, самостоятельно передавая идею исодержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц.- Понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе- Пересказывать произведение по ролям, близко к тексту- В описательных рассказах о предметах или явлениях точно и правильно передавать особенности, подбирая нужные слова- Сочинять сюжетные рассказы по картинке, из опыта, по игрушкам; с помощью взрослого строить свой рассказ по заданной теме- Различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение- В составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывать сказки с характерными особенностями построения (зачин, присказка, волшебные предметы, превращения и т.д.)- Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов, придумывать продолжение или конец истории, рассказы по аналогии, рассказы по плану и т.д.- Проявлять в рассказах индивидуальные способности к творческой речевой деятельности- Уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случаезатруднения.2. Развитие словаря- Активно владеть бытовым словарём, точно и правильно использовать слова,обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение и материал- Уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять их на этой основе в группы (посуда, мебель, одежда, овощи и т.д.)- Понимать и использовать средства языковой выразительности (образные сравнения, эпитеты, метафоры и др.)- Использовать в речи слова, обозначающие абстрактные понятия (темнота, заботливость, верность, победа и др.)3. Продолжать совершенствовать навыки работы с языковым материалом- Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова- Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове)- Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове- Определять место звука в слове- Давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий, звонкий - глухой), доказывая свой ответ грамотным научным языком- Понимать и использовать в речи термин, предложение, составлять предложение из 3-4 слов, делить предложении на слова, называя их по порядку, определять интонационно предложение и завершать его «.», « !», «?» знаками- Уметь различать понятия «звук», и «буква»- Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске и тетради- Правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами- Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма4. Грамматический строй речи- Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей- Замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их- Уметь образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов- Придумывать предложения с заданным количеством слов, вычленять количество и последовательность слов в предложении- Правильно согласовывать слова в предложении употреблять предлоги, пользоваться несклоняемыми существительнымиЛитература:Бедрединова Л.С.« Методические рекомендации к проведению занятий внеурочной деятельности».Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002Шаехова Р.К. Ступеньки к творчеству. Казань, 2000Шаехова Р.К. Играя – размышляем. Казань, 2004Календарно- тематический планпо курсу Развитие речи «Учусь писать без ошибок»на 20__ – 20__ учебный год.Номера уроковпо порядкуТема урокаХарактеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по темеПлановые сроки изучения учебного материалаСкорректированные сроки изучения учебного материалаВводное занятие «Мои летние каникулы».Беседа о первых летних каникулах, творческие работы и сочинения, представление творческих работ. Учить работать с загадками и пословицами, учить использовать символы.1ч «Текст. Виды текстов»Учить составлять тексты из предложений, план текста. Определять тип текста. Выбирать заголовок.1чУчимся работать с текстом.Входная тренировочная метапредметная работа с текстом. Взаимопроверка и работа над ошибками.1ч«Золотая осень».Развитие речи, выразительное чтение. Распределение ролей к празднику Осени.1чСочинение «Вот и осень пришла!»Воспитывать любовь к родной природе, уважение к труду и старшим членам семьи. Развитие письменной речи.1чПодготовка к празднику Осени.Наблюдать осенние изменения в природе. Репетиция песен, танцев, сценок и стихотворений об осени. 1чПраздник ОсениПроведение открытого мероприятия с участием родителей.1чИзложение «Осенние наряды»Систематизировать свои знания об осенних изменениях в живой природе. Учиться писать изложение.1ч«Слово и его значение»Работать над многозначностью слов, антонимами и загадками.Формировать ценностное отношение к окружающему миру.1чПредложение. «Наши пернатые друзья».Расширить круг знаний о птицах.Рисование птиц. Составление различных предложений о птицах.Грамматическая основа предложения разбор предложения по членам. 1чЗвуки и буквы. Фонетикаучимся выполнять звуко-буквенный (фонетический) разбор слова. 1ч«Что такое Толерантность».Работать с пословицами, многозначными словами. Беседа по теме и подготовка к открытому мероприятию, посвящённому Дню Толерантности: разучивание песен, стихов, танцев, выполнение коллективной творческой работы. Домашнее мини-сочинение или рисунок «Толерантность» (по желанию) 1чОткрытое мероприятие«День Толерантности»Проведение открытого мероприятия с участием родителей1чЗаглавная букваОтгадывать загадки.Работать с именами собственными, находить границы предложений в деформированных текстах. 1чЧасти речиучимся отличать слова-предметы, слова-признаки, и слова-действия.1ч Имя существительное. Род существительных.Отработка понятия имя существительное, род (склонение), число, одуш./неодуш.1ч Подготовка ко Дню МатериРаспределение ролей. Репетиция песен, танцев, сценок и стихотворений о маме и бабушке.1чПраздник «День Матери»Проведение открытого мероприятия с участием родителей1чИмя прилагательноеОтработка понятия имя существительное, род, число учимся составлять словосочетания1чГлагол. вспомнить всё, что дети знают о глаголе.1чПредлог.Роль предлога в предложении и в словосочетании.1чЛичные местоименияОтработка понятий: число, род, лицо1чПодготовка и проведение Новогоднего праздника.Работать с пословицами и загадками, стихами и песенками про Новый год. Выполнение творческих работ: написание писем Деду Морозу.1чНаши любимые сказки.Сообщения детей о прочитанных сказках. Создание коллективной аппликации «Сказочный теремок». Рисуем любимые сказки (групповая работа). Музыкальные импровизации. 1чСостав слова.Закрепление знаний о составе слова: части слова, образование слов, разбор слов по составу.1чОднокоренные или родственные слова, форма словаумение отличать однокоренные слова, родственные и форму слова. 1чПодготовка и проведения открытого мероприятия ко Дню защитника Отечества и 8 Марта.Проведение открытого мероприятия с участием родителей1чШирокая МасленицаЗнакомство с традициями, проведение игрового мероприятия1чОрфограммы: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЧТРабота по закреплению применения правил при письме. 1ч Виды разбора. Работа в парах сменного состава, отработка видов разборов.1чМетапредметная диагностическая работаПродолжаем учиться работать с текстом, выполнять логические задания.1ч Работа над ошибками диагностической работыУчимся классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками1чБезударные гласные, парные согласные и непроизносимые согласные в корне слова.Учимся различать орфограммы, приводить примеры слов с каждой из орфограмм и выполнять проверку при написании слов с орфограммами. 1чСочинение «Мои четвероногие друзья»Рассказы детей о своих домашних животных. Написание сочинений. Лепка из пластилина фигурок животных.1ч9 мая.Разучить новые песни и стихи о Дне Победы. Проведение Марша Памяти. Создание книги «Памяти» (проект)домашние сочинения «Бессмертный полк»1ч + 1ч (резерв)Изложение «Весна»Обучение письменному пересказу и составлению плана текста. 1чПроект «Мои планы на лето».Создание творческих проектов. Создание памятки по правилам безопасного поведения летом. 1чИтоговая викторинаЗакрепление полученных знаний1чИтогопо программе38чвыполненоСОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________/_____________________/«______» ______________ 20___

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X