Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Липницкая Екатерина Викторовна

Программа по дополнительному образованию для 3 класса "Математический калейдоскоп"

скачать документ

Вернуться назад

Департамент образования города МосквыЮго-западное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждение школа №113Рекомендовано «Утверждаю»Педагогическим советом Директор ГБОУ школы №__ГБОУ школы №___ _______________________Протокол № __________________________ ___________________ «___»____________20__г.___________________Рабочая программапо курсу внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» 3 класс (8-9 лет)ознакомительный курс (1 час в неделю)Учитель начальных классов Липницкая Екатерина Викторовна Москва, 20__-20__ учебный годПояснительная запискаОбучение математике в современном мире приобретает всѐ большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением еѐ в различные области знаний. Изучение математики в раннем возрасте ведет к развитию логического мышления, ориентирует детей на понимание связей и отношений. Основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируется представления – образы предметов, их свойств, отношений. Формирование начальных математических знаний и умений у детей младшего школьного возраста даѐт не только непосредственный практический результат (навыки счѐта, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий аспект.Направленность программы: Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение математическими понятиями и их применение, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения математике строится на единстве активных и увлекательных методов и приёмов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний у школьников развиваются творческие начала и формируются конкретные математические понятия и ЗУН. Уровень освоения программы: ознакомительный Актуальность программы: Рационально организованное обучение детей математике обеспечивает их общее умственное развитие. Дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве, решать и составлять различные задачи. Они овладевают счѐтом и измерениями линейных и объѐмных объектов, с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между величинами, целым и частями. Педагогическая целесообразность программы:На занятиях применяется система практических упражнений, выполнение которых способствует расширению знаний, умений и навыков, а также развитию внимания, мышления, способности к целенаправленной психической деятельности, умения понимать и самостоятельно выполнять учебную задачу. Задания и упражнения подобраны таким образом, что побуждают ребенка к самостоятельной активной мыслительной деятельности, развивают умения: сравнивать, обобщать, анализировать, делать простейшие умозаключения. Программа так же предусматривает овладение детьми специальной терминологией: названиями чисел, геометрических фигур, элементов фигур и др. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме, что способствует лучшему запоминанию математических категорий. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Программный материал даѐтся в определѐнной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактический принцип развивающего обучения.Формы занятий- индивидуальный подход к каждому ребёнку- принцип обучения и воспитания в коллективе (сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации на занятии, работа в «Муравейнике»)- коллективные занятия необходимы для формирования опыта общения и чувства коллективизма.Методы:Для качественного развития творческой учебной деятельности программой предусмотрено:- предоставление учащимся права выбора форм сотрудничества на занятии;- система постоянно усложняющихся заданий и разно-уровневых заданий в зависимости от подготовленности и уровня подготовки ребёнка, что обеспечивает овладение приёмами творческой работы всеми обучающимися;- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;- создание увлекательной атмосферы занятия, где наряду с элементами творчества необходимы и трудовые усилия.Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области в том, что она ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по математике.Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:- занятия в свободное время;- обучение построено на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагог);- детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятий.Цели и задачиЦель: всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы,интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.Задачи:- Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.- Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления).- Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).- Развитие вариативности мышления, творческих способностей, фантазии, воображения, конструктивных умений.- Увеличение объема внимания и памяти.- Развитие речи, умения обосновывать и доказывать свои суждения, строить простейшие умозаключения.- Формирование обще-учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать действия, осуществлять решение, догадываться о результатах и проверять их, строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам и т.д.).- Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областямиматематической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками, т.е. с теми математическими понятиями, которые лежат в основе содержания курса начальной математики и определяют глубину и качество усвоения школьной программы. Общая характеристика курсаВне учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, вне учебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки вне учебно-познавательной деятельности. Учение овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Место курса в учебном плане. Категория обучающихся.Программа предназначена для детей 8-9 лет. Продолжительность реализации программы 1 учебный год (9 месяцев).Продолжительность занятия 45 минут. Программа рассчитана на проведение 1 занятия в неделю. Формы контроля:* тестовые задания, * самостоятельные работы,* внеклассные мероприятия и праздники,* творческие работы (мини-проекты).Условия реализации программы: Материально-техническая база:- наличие кабинета для занятий;- обеспеченность учащихся необходимыми материалами (тетради, канцелярские товары, карточки для оценки своей деятельности (для «Муравейника»), раздаточный материал: цифры, математические знаки, кораблики, счётные бусы, счётные палочки, математические квадраты, мерки, приборы для измерения различных величин).Методическое и дидактическое обеспечение:- использование предметных картинок, презентаций, слайд-шоу (наглядный материал);- компьютер с выходом в интернет, проектор;- музыкальная база для разминок;- дидактический и раздаточный материал, тесты, проверочные работы.Психолого-педагогические условия:- наличие стабильного детского коллектива;- творческая рабочая атмосфера;- мастерство педагога.Результаты. К концу курса учащийся должен знать:- состав чисел: классы и разряды, чтение, запись и действия с ними;- арифметические знаки = + - : * < >, уметь сравнивать величины (длины, массы, времени) и многозначные числа;- ориентироваться во времени: последовательность всех дней недели и времён года, работа с часами;- считать в пределах 1000 и дальше;- понимать смысл умножения и деления;- работать с геометрическим материалом, выполнять задания на построение;- решать задачи разных видов. Содержание образовательной программыСвойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.Совокупности предметов или фигур, обладающие общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей. Знаки = и ≠. Знаки <, >, ≤ и ≥.Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.Поиск и составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.Таблицы. Символы.Числа и операции над ними. Количественный и порядковый счет в пределах 1000 о дальше. Образование многозначных чисел. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 1000 и дальше, их состав (класс единиц, разряды) . Использование различных анализаторов при счете. Сравнение чисел (больше на/в ..., меньше на/в ...).Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 и дальше. Взаимосвязь между сложение и вычитанием чисел, компоненты сложения и вычитания, умножения и деления. Величины и их измерение. Сложение и вычитание величин.Простые и составные задачи на сложение и вычитание, умножение и деление чисел, краткая запись и чертёж. Занимательные и логические задачи.Порядковый счет до 1000 (устно). Знакомство с таблицей умножения и деления.Пространственно-временные представления: уточнение отношений на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее – короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра.Установление последовательности событий: последовательность дней в неделе,последовательность месяцев в году.Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве в помощью плана.Порядок следования чисел в ряду. Расположение в порядке убывания и увеличения.Геометрические фигуры и величины.Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб. Виды углов и их построение.Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Конструирование фигур из палочек.Выполнение задач на построение и измерение .Развитие представлений о геометрических понятиях: точка, прямая, луч, отрезок, ломаная линия, многоугольник, угол (прямой, острый, тупой), представление о равных фигурах, замкнутые и незамкнутые линии.Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин: сантиметр, килограмм, литр, грамм, центнер, тонна, километр, дециметр, метр, миллиметр, час, минута, сутки, год.Литература.1. Холодова О. «Юным умникам и умницам» Задания по развитию познавательных способностей. М.: Росткнига 2012г.2. Т.И. Исаева, Л.Д. Кормильчина «Математический альбом» часть 1-4, Москва, АНОО «Ступени знаний», 2013. 3. С.В. Богачѐв «Весѐлая математика», М.: 20134. Винокурова Н.К. «Развиваем способности детей» М. Росмэн – пресс,2002гКалендарно- тематический планпо курсу «Математический калейдоскоп»на 20__ – 20__ учебный год.Номера уроковпо порядкуТема урокаХарактеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по темеПлановые сроки изучения учебного материалаСкорректированные сроки изучения учебного материалаМатематическая разминка. Навыки устного счёта.Расширение речевого запаса с применением математической терминологии.Устный счёт.1чОриентировка в пространстве. Пространственные диктанты. Отработка пространственных представлений. Развитие мелкой моторики руки. Установление закономерности, развитие логического мышления. Развитие внимания.1чРешение примеров в столбик разного вида на сложение и вычитаниеРешение логической задачи на установление сходства и различия. Отработка навыков сложения и вычитания.1чТочка. Луч. Прямые и кривые линии.Повторение понятия «точка в математике» и её свойства1чВиды углов (острый, прямой, тупой).Построение и работа с моделью углов разного типа1чКласс единиц и его разряды. Приёмы сложения двузначных чиселОтработка умения работы с линейкой. Понятие значения отрезка, имеющего начало и конец. Отработка алгоритма сложения.1чКласс единиц и его разряды. Приёмы вычитания двузначных чиселОтработка вычислительных навыков и алгоритма вычитания. Логические задания.1ч Больше. Меньше. Сравнение числовых выраженийСравнение множеств разнородных предметов по количеству. 1чСантиметр, дециметр, метр и миллиметр Проведение измерений, работа с мерками и линейкой1чСравнение величин длины Проведение измерений, работа с мерками и линейкой1чЗа, между, перед, рядом, над, под.Пространство. Предшествует, следует за… Решение логических задачНаходить предмет в пространстве, определяя его местоположение и используя предлоги (за, между, перед, рядом, над, под). 1чСоставление и решение простых задач с опорой на схему или решение. Обратные задачиРазвитие речи. Составление предложений по сюжету. Установление соответствия между элементами множеств.1чМногоугольники. Четырёхугольник. Квадрат. Прямоугольник.Составление предложений к иллюстрации. Отличительные и сходные свойства геометрических фигур.1чНа сколько больше, меньше? Составление и решение задач на разностное сравнение. Сравнить числа и множества предметов, прочитать правильно формулировки, произнести хором для слухового восприятия и запоминания.1чУглы: прямой, острый, тупой. Многоугольники.Отработка понятия – угол. На вариантах образцов представлены виды углов: прямые, острые, тупые.1чЗадачи с величинами: цена, количество, стоимостьРазвитие навыков счёта. Решение математических выражений и задач.1чУвеличить на/в…. Уменьшить на /в… Определение предыдущего и последующего числа относительно данного. Игра «Назови соседа». Умение устанавливать соответствие количества предметов по отношению к числу.1ч Составные задачи.Знакомство с частями задачи. Составление и решение составных задач.1чОбратные задачи Умение устанавливать соответствие между частями задачи. Составление и решение обратных задач.1чОбобщение знаний «Муравейник»Развитие внимания и логического мышления. Умение соблюдать заданную закономерность. Развитие сообразительности.1чЛинии горизонтальные, вертикальные, наклонные.Игра «Направь меня». Ориентация в пространстве через различные игры.1чМногозначные числаОтработка знаний компонентов действий и установление связи между ними. 1чДействия с многозначными числами Оценочное сравнение длины предметов без помощи линейки. Знакомство с новыми мерками длины. Порядковый счёт.1чУравнение и буквенное выражениеОтработка знаний компонентов действий и установление связи между ними.1чЗнаем таблицу умноженияОтработка знаний табличного умножения и деления.1чЧас и минутаигра «Который час»1чИграем и считаем. Объёмные фигуры: шар, куб, параллелепипед.Умение устанавливать числовой ряд с помощью порядковых числительных. Развитие моторики руки. Объёмные и плоские фигуры.1чЛегче – тяжелее.Килограмм и грамм, центнер и тонна, литрУчить делать логические выводы по результатам измерений. Составлять предложения, используя слова «легче – тяжелее». Работа с весами. 1чЧисловой ряд. Класс единиц и класс тысяч (разряды)Работа с числовым рядом.1чЗапись и чтение чисел в пределах 1000 и далееРабота с математическим квадратом1чДействия над числами в пределах 1000 и далееРабота с математическим квадратом. Знакомство с записью вычислений в столбик.1чАлгоритм умножения двузначного числа на однозначное в столбикЗадания на закрепление изученного. Знакомство с алгоритмом умножения в столбик.1чАлгоритм умножения двузначного числа на однозначное в столбикЗадания на закрепление изученного. Знакомство с алгоритмом умножения в столбик.1чОбъёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, призма.Знакомство с объёмными фигурами. Проект «Замок»1чЗнакомство с алгоритмом письменного деленияОтработка компонентов деления, связи между компонентами деления и умножения и умения находить количества цифр в частном1чЗнакомство с алгоритмом письменного деленияОтработка компонентов деления, связи между компонентами деления и умножения и умения находить количества цифр в частном1чЧто мы узнали. Математическая викторина.1чМатематические «Крестики – нолики»Итоговое обобщение1чИтогопо программе34чвыполненоСОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________/_____________________/«______» ______________ 20____г.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X