Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Липницкая Екатерина Викторовна

Урок по окружающему миру для 3 класса "Полезные ископаемые", УМК "Школа России"

скачать документ

Вернуться назад

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 3 классаПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕУЧИТЕЛЬ: Липницкая Е.В. ГБОУ Школа №113 г. МоскваОрганизация учебной деятельности.Приветствие гостей, посадка группами (расставить столы для групповой работы). Сегодня вас ждёт практическая работа в группах, этот вид работы вам знаком. Вы выполняли подобные задания по темам «Города и страны» и «Органы чувств».Напоминаю основные правила работы в группе:Распределить обязанности (назначить капитана, который будет представлять Вашу работу классу);Всем включаться в работу;Все обсуждения вести тихо, не мешая другим. Введение в тему и постановка целей.Слайд 1. Сейчас я прошу Вас прочитать стихи-загадки, которые помогут нам сформулировать тему нашего урока. Обратите внимание, в загадках говорится о свойствах или использовании тех природных богатств, о которых пойдёт речь на уроке и в вашей практической работе.(дети читают загадки по СЛАЙДУ 1)Вспомните отгадки и скажите, как можно назвать всё, о чём мы прочитали? Слайд 2. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕСегодня мы познакомимся с некоторыми полезными ископаемыми, узнаем об их свойствах, способах добычи и использовании в нашей жизни.Знакомство с новым материалом, подготовка к практической работе.Сейчас вы внимательно посмотрите и послушаете рассказ о некоторых из них, а затем выполните практическую работу в группах. На работу вам будет дано 5-7 минут. После чего, вам необходимо представить свою работу классу.Слайд 3. (с остановками и выделением главного о каждом ископаемом).Каменный уголь: топливо, для отопления, переработка – кокс – выплавка чугуна, производство красок, лекарств.Нефть: топливо для машин (бензин, керосин, машинное масло), горючесть – тепло.Природный газ: горючесть – даёт тепло, отопление, приготовление пищи; производство пластмассы, искусственного каучука – резины).Торф: горючий – отопление домов, электростанции; рыхлый, образуется на болотах, служит удобрением, подстилкой для домашних животных.Практическая работа.Всё, что вы сейчас услышали, пригодится вам для выполнения практической работы. Откройте учебник на с. 46 и р.т.с. 28 №2. В учебнике дан план выполнения работы. У вас на столах имеются образцы полезных ископаемых и карточки со словами для справок, они помогут вам правильно обозначить свойства ваших образцов полезных ископаемых. Вам необходимо определить их название, и заполнить таблицу в тетради, обозначив свойства того образца, с которым вы работаете. На выполнение задания даю вам 5-7 минут, затем каждая группа представит нам свою работу. Задание понятно? Если будут вопросы, поднимаем руку, я подойду. Время пошло. (можно запустить таймер) КАРТОЧКА (ВЫБЕРИ ПОДХОДЯЩИЕ СВОЙСТВА).СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: твёрдое, жидкое, газообразное, черного (коричневого, белого) цвета, бесцветное, разноцветное, прозрачное, непрозрачное, плотное, хрупкое, рыхлое, сыпучее, горючее, негорючее, маслянистое, летучее, очень прочное.НЕФТЬ, КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, ПРИРОДНЫЙ ГАЗ, ГРАНИТ, ТОРФПредставление работ группами. Всем задаётся дополнительный вопрос: Как используется человеком?Каменный уголь: твёрдый, чёрного цвета, непрозрачный, хрупкий, горючее. Торф: твёрдый, коричневого цвета, непрозрачный, рыхлый, горючий, (из чего и где образуется? остатки растений и животных, в болоте).Нефть: жидкая, чёрного цвета, маслянистая, непрозрачная, плотная, легче воды, горючее.Природный газ: газообразный, бесцветный, прозрачный, летучий, горючий.Гранит: твёрдый, разноцветный, непрозрачный, негорючий, плотный, очень прочный (как это свойство отражается на использовании гранита?).Работа с учебником.Учебник с 47 и попутное совместное заполнение таблиц №3 и №4 с 29-30 в р.т.Ребёнок читает статью учебника. С некоторыми полезными ископаемыми мы знакомы со 2 класса. В задании нам встретятся такие полезные ископаемые, как ИЗВЕСТНЯК, ПЕСОК, ЖЕЛЕЖНАЯ РУДА. Кто желает нам напомнить об этих ископаемых и выполнить задание на доске?(на доске карточки с названием, изображением и характеристикой полезных ископаемых, которые надо расположить верно)ПЕСОК это ископаемое, представляющее собой мелкие зерна горных пород, которые накапливаются и формируют песчинки (осадочная, сыпучая горная порода). Удары волн, выветривание, извержения вулканов и землетрясения разрушают горные породы и способствуют его образованию.ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА это природные минеральные образования, содержащие железо.ИЗВЕСТНЯК Горная порода белого, бежевого цвета. Органического происхождения. Используется в строительстве.Работа с учебником с.48-49 ребёнок читает статью о способах добычи полезных ископаемых. Слайд 4 и р.т.с. 30 №5Метапредметное задание.Для выполнения следующих заданий вам необходимо применить знания по математике.Ответьте на вопрос: Что легче, кг строительного песка или кг ваты? (ОДИНАКОВО)Что легче, 5 т угля, который шахтёры выкачали из скважины или 5000 кг гранита добытого в шахте? (ОДИНАКОВО) объясните.Сколько кг в 1т? В 2т? Значит в 5т - …кг1т = 1000кгКто был внимательным и нашёл ошибки в условии задачи с точки зрения полученных сегодня знаний о добыче полезных ископаемых? (уголь добывают в шахте, а гранит в карьере, из скважины выкачивают нефть и природный газ).Молодцы! Тогда, решите задачу (условие у вас на столах), кто готов прочитать? ЗАДАЧА.Шахтёры добыли 57т каменного угля. Уголь надо отправить на завод по производству красок. Для этого необходимо подогнать товарный состав. В каждый товарный вагон помещается по 3т угля. Хватит ли 15 вагонов, чтобы перевезти весь уголь?Что нам известно? Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Кто нашёл способ её решения? 1 способ: 57 : 3 = 30: 3+27:3=10+9=19 (вагонов) понадобится15 меньше 19, значит вагонов не хватит. Необходимо ещё 4 вагона.Кто нашёл другой способ решения? Что можно узнать, если у нас в составе 15 вагонов, а в каждый вагон вмещает в себя 3т угля?2 способ: 3 * 15 = 3*10+3*5= 30+15=45 (т) угля поместится в состав из 15 вагонов, а у нас 57 т, значит, вагонов не хватит.Дома вы, по желанию, можете составить свои интересные задачи про полезные ископаемые, записать их на листочек или в тетрадь по математике, а мы попробуем их решить. Отдельная оценка будет по математике. Закрепление знаний.Сейчас я хочу посмотреть, на сколько вы были внимательны на уроке.Работа с МЭШ Слайды: 6,7 (ребёнок читает определение, выходит к компьютеру и перемещает картинку с ответом).Проверка знаний.Слайды: 8, 10, 11 (тесты и выводы)Учебник. Проверь себя с.50Разнообразие веществ: твёрдые, жидкие, газообразные, требуют разного способа добычи, образуются из различных органических и неорганических веществ.Использование основано на их свойствах: горючесть, прочность, плавкость.Подведение итогов.Сегодня мы познакомились с некоторыми природными богатствами земли. На следующем уроке мы продолжим говорить о значении полезных ископаемых в жизни человека, об их охране и проверим знания по этой теме. Домашнее задание.Дома вы подумаете, какие из ваших потребностей удовлетворяются благодаря полезным ископаемым. Свои мысли вы запишите в р.т.с.28 №1. Рефлексия.В завершении урока, хочу узнать с каким настроением вы его заканчиваете. Оцените своё настроение «лайком». Теперь оцените свою работу, всё ли мне было понятно, всё ли удалось? Хорошо, есть над чем работать и стремиться быть более собранным и внимательным. Молодцы! Спасибо за урок. Дополнительные материалы:названиеосновные свойстваиспользованиегранитзернистый, твёрдый и прочныйстроительство; отделка станций метроглинаочень мелкая взвесь бурого, жёлтого, белого и др.кирпич, посудакаменный угольчёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горючотопление, лекарство, духинефтьжидкость тёмного цвета, с запахом бензина, горючакеросин, бензин, мыло, лекарства, тех.масла, тех.спиртжелезная рудачёрного цвета, твёрдое, притягивает металл машины, ножи и ножницыпесокв виде крупинок, сыпучийстроительство, стекло, дорогиизвестнякбелого, серого или желтоватого цвета, если капнуть каплю кислоты – шипит строительство, мелПЕСОКИЗВЕСТНЯКЖЕЛЕЗНАЯ РУДАГорная порода белого, бежевого цвета. Органического происхождения.Используется в строительстве.Это природные минеральные образования, содержащие железо, образуются в горах.Это ископаемое, представляющее собой мелкие зерна горных пород, которые накапливаются и формируют песчинки (осадочная, сыпучая горная порода). Удары волн, выветривание, извержения вулканов и землетрясения разрушают горные породы и способствуют его образованию. Используют в строительстве, в изготовлении стекла.КАРТОЧКА (ВЫБЕРИ ПОДХОДЯЩИЕ СВОЙСТВА).СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: твёрдое, жидкое, газообразное, черного (коричневого, белого) цвета, бесцветное, разноцветное, прозрачное, непрозрачное, плотное, хрупкое, рыхлое, сыпучее, горючее, негорючее, маслянистое, летучее, очень прочное.НЕФТЬ, КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, ПРИРОДНЫЙ ГАЗ, ГРАНИТ, ТОРФ КАРТОЧКА (ВЫБЕРИ ПОДХОДЯЩИЕ СВОЙСТВА).СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: твёрдое, жидкое, газообразное, черного (коричневого, белого) цвета, бесцветное, разноцветное, прозрачное, непрозрачное, плотное, хрупкое, рыхлое, сыпучее, горючее, негорючее, маслянистое, летучее, очень прочное.НЕФТЬ, КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, ПРИРОДНЫЙ ГАЗ, ГРАНИТ, ТОРФЗАДАЧА.Шахтёры добыли 57т каменного угля. Уголь надо отправить на завод по производству красок. Для этого необходимо подогнать товарный состав. В каждый товарный вагон помещается по 3т угля. Хватит ли 15 вагонов, чтобы перевезти весь уголь?ЗАДАЧА.Шахтёры добыли 57т каменного угля. Уголь надо отправить на завод по производству красок. Для этого необходимо подогнать товарный состав. В каждый товарный вагон помещается по 3т угля. Хватит ли 15 вагонов, чтобы перевезти весь уголь?

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X