Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Моисеева Елена Леонидовна

Семинар-практикум по воспитательной работе в школе

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Хохловская средняя школа Смоленского района Смоленской областиСеминар-практикум УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯИз опыта работыЗаместителя директора по воспитательной работеМоисеевой Елены ЛеонидовныМарт, 2023г Семинар-практикум УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯДобрый день, уважаемые коллеги!В последнее время все большую значимость приобретают вопросы, касающиеся воспитания детей. Мы пытаемся повысить эффективность воспитательной работы через различные программы, проекты, планы.. Но знаем, что воспитывает не программа, воспитывают люди. Поэтому даже у очень хорошо прописанной программы может быть совсем не позитивный результат.И сейчас речь пойдет о том, как сделать так, чтобы все это, действительно, работало? Как в принципе должен быть организован воспитательный процесс, чтобы он был эффективным?Но прежде давайте сравним процесс обучения и воспитания. Есть принципиальные различия между результативностью обучения и воспитания. Например, мы говорим ребенку, что 2*2=4. Он это запоминает и у нас нет проблем с тем, что где-то он начнет говорить, что 2*2=5 или 2*2=6. Но когда мы говорим ребенку: «Не обманывай, обманывать плохо!», он продолжает обманывать.Почему так происходит?А проблема заключается в том, что ребенку про 2*2 все говорят одинаково: и родители, и педагоги, и любой прохожий на улице.А вот про обманывать – тут по-разному. Например, папа говорит ребенку: «Не обманывай, пожалуйста», а через 3 минуты звонит телефон, и папа просит маму сказать, что он забыл телефон дома и его нет. Т. е. в воспитание то, что мы говорим и то, что ребенок видит, зачастую различается. Мы говорим детям: «Не кричите, не ругайтесь, решайте вопросы мирно, будьте толерантны», но при этом повышаем голос и кричим на детей, когда они что-то делают не так.Кроме того, результативность воспитания зависит еще от многих факторов. Например, я говорю ребенку: «Поступай так-то» и другой человек говорит «Поступай так-то». Меня послушает – его - нет. Почему так? Отношения разные. Я для него являюсь значимым взрослым, а другой человек – нет.Еще в воспитании имеет значение история вопроса, т. е. что до этого было у ребенка.Может взрослые, которые встречались в жизни ребенка его обманывали, и он перестал им верить.Как это у нас бывает:В 5 классе учитель говорит детям: «Ребята, сегодня после уроков надо остаться, потому что придет инспектор ГИБДД – будет интересно». Бедный пятиклассник верит, он же маленький, он же еще не знает, ведется на это и идет на встречу с инспектором ГИБДД в ожидании того, что будет интересно. И когда в 9 классе классный руководитель говорит детям: «Ребята, приехал специалист Роспотребнадзора, будет рассказывать про гигиену. Приходите после уроков – будет интересно», девятиклассник начинает придумывать повод, чтобы уйти. Потому что уже один раз обманули – было неинтересно.Т. е. для результативности воспитания важны очень много факторов и поэтому однозначно обещать какую-то результативность воспитания мы не можем. Но мы можем повысить её вероятность.Сейчас мы поговорим о пяти вещах, которых нужно знать, чтобы повысить эффективность воспитания.СлайдЕсли работа педагога с детьми определяется в первую очередь его воспитательной мотивацией.Что имеется в виду?Для того, чтобы результаты вашего воспитания были высокими, это должно быть внутренней личной потребностью педагога. Т. е. я должна хотеть, чтобы они (дети) менялись, и только тогда они будут меняться. Качество труда человека зависит от отношения человека к этому труду и к продукту, который является результатом этого труда.Вещь, которая сделала с душой очень отличается от вещи, сделанной формально, согласны? В воспитании это очень ярко проявляется.Задание (индивидуально):Оцените свою воспитательную мотивацию по 10-тибалльной шкале.Если мотивация ниже 8 б. – подумайте над причинами и запишите их.Запланируйте шаги, направленные на устранение причин.К сожалению, есть факторы, которые демотивируют педагога, это больше зависит от администрации, т. к. лежит в их зоне ответственности.К слайдуДемотивируют педагога:чрезмерная нагрузка;Когда у педагога 2 ставки, ему некогда хотеть, чтобы ребенок изменился в лучшую сторону. Он хочет добраться до дома и забыть про всё.тотальный контроль;Когда нам не доверяют, когда нас постоянно проверяют, работать хорошо не хочется.бессмысленные требования.Когда на нас обрушиваются с разных сторон, порой противоречащие, не наполненные никаким содержанием требования: дайте, скажите, сделайте отчет…Все это ведет к выгоранию педагога. К сожалению, это система, и она не изменится в ближайшее время. Поэтому здесь пока один выход - искать ресурсы для восстановления сил.Есть такое понятие «психологическая гигиена» - у каждого человека должен быть ресурс, помогающий восстанавливать свои силы – хобби, семья, любимое дело, досуг, дети и т. д.Задание: Напишите в столбик 10 «Я» - В течение 3 мин. охарактеризуйте себя исходя из тех видов деятельности, которыми Вы занимаетесь в жизни. Результат: если более половины связаны с работой, необходимо задуматься и искать ресурсы для восстановления своего психологического здоровья.Подумайте, чем можете заниматься…Минимум половина нашей жизни должна быть связана не с работой. Важно уделять этому внимание.К слайдуЕсли доминируют демотивирующие факторы, то существует риск имитации воспитания.Если у нас нет времени и возможности заниматься реальным воспитанием, максимум на что мы способны – это имитировать воспитание, потому что это хоть как-то может нас защитить в случае ЧП. Слайд2 условие – Если процесс достижения целей воспитания не форсируется педагогамиЧасть мы начинаем использовать формы еще тогда, когда наши дети к ним не готовы.Например, подготовили школьники концерт для ветеранов. А поскольку педагог не проговорил с ребятами воспитательные ценности: зачем мы вообще это делаем, кто эти люди, то, когда концерт закончился, дети побежали в гардероб отталкивая ветеранов.Это как раз момент некоего форсирования, потому что дети не были готовы к той или иной форме. Мы должны быть уверены, что они правильно воспримут то или иное содержание, которое мы предлагаем, а для этого они должны:сначала обрести знания, затем, развить отношение,и только потом заняться деятельностью.Знакомая формула? Да. Это целевые ориентиры программы. НО они также работают на любое воспитательное мероприятие.Например, если мы запланировали какую-то волонтерскую акцию, то важно, понимать, а вообще дети знают, зачем мы это делаем? А есть ли у них соответствующее отношение к тому, что мы собираемся делать? Или они во время акции постоянно будут спрашивать: «А скоро закончиться? А можно домой?». Такие вопросы свидетельствуют о том, что педагог не подготовил детей, не сформировал нужно отношение, форсировал процесс воспитания.На самом деле выработка отношения – это очень важный момент. Если отношение не выработано, то одна и та же деятельность может быть не только полезной, но даже вредной.Притча о том, как одна и та же деятельность может реализовываться с совершенно разным отношением.Идет человек и видит трёх людей, которые таскают камни.Спрашивает первого: Ты что делаешь?» - «Я работаю. Такая тяжелая работа, я работаю, чтобы заработать деньги, на эти деньги я куплю еды и вина. Хоть бы эти камни были полегче, хоть бы их было поменьше, а денег бы мне платили бы больше – вот бы было здорово!»Спрашивает человек второго: «Скажи, пожалуйста, а ты что делаешь?» - «Ну я как бы таскаю камни. Вот куча камней и я должен эту кучу камней перетащить вот сюда. Чем быстрее я их перетащу, тем быстрее стану свободным и пойду отсюда. Да. За это мне еще и платят».Третьего спрашивает: «А ты то что делаешь?». И третий отвечает: «А я дом стою для людей. Я хочу, чтобы это был хороший дом, чтобы люди пришли и порадовались, сказали – какой хороший дом, как здорово в нем жить».Одной и той же деятельностью занимаются люди, но отношение совершенно разное. И результат будет разный.Так вот когда мы вовлекаем детей в какую-то деятельность, мы должны быть уверены, что они правильно относятся к этой деятельности. Иначе вовлечение их в эту деятельность будет бессмысленным, а то и вредным – мы их отвратим от этой деятельности, и они в следующий раз будут говорить: «Куда? Ой, к ветеранам? Да это скучно, я больше не хочу!».Потому что они не получили внутреннего результата, что я был нужен, я был востребован, я сделал полезное нужное дело. Потому что они просто не были к этому готовы.Поэтому очень важное второе условие – НЕ ФОРСИРУЕМ. Сначала знания, затем отношение, и только потом деятельность.К слайдуЕсли мы форсируем, то существует риск отсутствия результата.Задание в группах:Опишите алгоритм подготовки какого-либо воспитательного мероприятия согласно формуле «знания, отношения, опыт).Поездка в «Парк Патриот»Субботник.Поздравление ветеранов.Марафон добрых дел – сбор корма для бездомных животных.СлайдТретье условие – воспитание будет результативным, если педагоги вовлекают детей в совместные дела, интересные и тем, и другим.Начинающие педагоги часто спрашивают, что мне делать с детьми: в походы ходить? Стенгазету выпускать?Ответ: делайте то, что интересно вам самим. Почему? А потому что если человек сам увлечен какой-то деятельностью, горит какой-то деятельностью, то он может увлечь этой деятельностью и других.К слайдуВажно: Постепенное усложнение таких дел.Постепенная передача организаторских функций детям.Остановлюсь на этом подробнее.Обычно, если мы начинаем заниматься с детьми какой-то деятельностью, то у детей нет ни навыка, ни опыта.Например, занимаемся театральными постановками. Начинаем с маленьких сценок – по 2-3 мин. Потому что у детей еще нет задела терпения, чтобы ставить что-то большое. Удалась сценка – ребёнок почувствовал успех, ему все аплодировали, и одноклассники хлопали! И учитель физики, который недавно еще ругал за что-то, похлопал по плечу и сказал: «Ну Петров, ты ниче так сыграл». И ребенок понимает зачем ему в следующий раз прийти на этот театральный кружок. И он уже готов репетировать больше и чаще. Потому что он понимает ЗАЧЕМ.Т. е. необходимо постепенно усложнять деятельность. Начинаем с маленьких азов, когда ребенок получает успех, эйфорию – усложняем.Про передачу организаторских функций детям – когда у детей что-то начинает получаться, постепенно передаем им часть функций.Не всегда получается сразу увлечь детей и здесь важно сделать так, чтобы дело не было скомпрометировано.Например, увлеченный педагог решил выпускать с детьми газету. Даёт объявление: «Ребята, в нашей школе будет организован выпуск газеты, приходите, будет интересно!». После уроков приходят человек 10-15. Им дается задание, договариваются о следующей встрече. Приходят… да 2-3 человека.Что делать педагогу? Важно сделать так, чтобы дело состоялось, чтобы оно не было дискредитировано, потому что, если дело не произойдет, газета не будет выпущена, то идея будет скомпрометирована и в следующий раз он уже никого не сагитирует на это: зачем, все равно же не получится… Поэтому важно доделать дело до конца с этими тремя детьми. Дело должно произойти. Дело должно быть победным. Почему? Да потому что, когда дети увидят результат – свои заметки, фотографии в руках своих одноклассников – и ребенка переполняет чувство гордости – это мотивирует на дальнейшую деятельность. К слайдуЕсли этого нет, если дела не интересны ребенку, то возникает риск скуки и принуждения.Задание:Напишите несколько своих увлечений.Из своих увлечений выберите те, которые будут интересны детям и которые Вы можете положить в основу воспитательного мероприятия. Какое это будет воспитательное мероприятие?СлайдЧетвертое условие результативного воспитания – это если педагоги создают вокруг себя детско-взрослые общности, объединяющие детей и педагогов чувством принадлежности к общему кругу и взаимной комплиментарностью. Здесь история про то, что отношения между ребенком и взрослым очень важны. И не только для воспитательного процесса, но и для процесса обучения.Думаю, и вы, вспоминая своих учителей, про кого-то могли сказать – «она меня любит» или «она меня не любит» - и это отношение трансформируется в отношение к предмету. Причем, в отличие от детей, для педагогов эти отношения не очень важны.Спрашивают у Пети Иванова: «Как к тебе относится учительница математики?». Он говорит: «Она меня не любит». Спрашивают учительницу: «Как Вы относитесь к Пете Иванову», а она в ответ: «А кто это?».Отношения для ребенка выражаются в простейших вещах, в мелочах, которые мы порой не рефлексируем.Поэтому чтобы воспитание было эффективным, педагоги должны заботиться об этих отношениях, делать так, чтобы мои отношения с ребенком были позитивными. Тогда он и учиться будет хорошо, и воспитывать я его смогу с более высокой результативностью. Это сложно. Проще накричать, пригрозить. Нам так удобнее и легче, потому что мы не успеваем выстраивать отношения, нам некогда.Когда нет отношений, воспитывать не получится. У ребенка должно быть ощущение, что это значимый для меня человек. И когда у меня возникнут проблемы, я пойду к нему. К слайдуВажно: создавать такие общности как можно в большем многообразии сфер взаимодействия детей и педагогов.Почему?Потому что для каждого ребенка найдется свой значимый человек, с кем-то обязательно совпадут отношения.Васе интересно с Сергеем Ивановичем, они с ним болтают про автомобили, а потом начинают говорить про жизнь. И он во время этих бесед Васю воспитывает. А не болтали бы – не воспитывал бы.К слайдуЕсли это не делается, то возникает риск не стать для ребенка значимым взрослым.А если у ребенка нет значимого взрослого, то и воспитывать его некому.Помните историю с «синими китами»? Нас заставляли отслеживать странички, куда заходит ребенок. Так вот проблема в том, что в реальной жизни ребенок не нашел человека, с которым мог бы поговорить, а нашел он его там, потому что тот товарищ из группы «Синий кит» оказался единственным в его жизни человеком, который его выслушал, поговорил по-человечески.Одна ученица как-то сказала:«Вы знаете, о чем бы я ни начинала разговаривать с родителями: о природе, о погоде, о фильме – через 5 минут разговор переходит на мои оценки». Понятно, что желания разговаривать с родителями, у этой девочки нет. Взрослые не стали для неё значимыми, потому что не говорят с ней о том, что её волнует. А волнует ребенка многое, особенно подростка. И взрослые должны уметь говорить про всё.Если об этом не будут говорить взрослые, ему обо всём расскажут в другом месте и в другом контексте. И не только расскажут, но и научат.И говорить важно в живом, человеческом ключе.Задание (индивидуально):Оцените уровень позитивности своих отношений с 2-3 «трудными» учащимися своего класса.Придумайте и напишите не менее трёх правил своего взаимодействия с этими учащимися для выстраивания позитивных отношений.СлайдПятое условие результативного воспитания - Если педагоги побуждают школьников к усвоению социально значимых знаний, отношений, опыта. Причем это побуждение может происходить через самые разные вещи и худший вариант – через прямые посылы. Потому что ребенок устал, особенно в подростковом возрасте, что ему постоянно говорят «ты это делаешь не так, то не так» и т. д.Побуждение должно происходить через какие-то иные варианты, формы, знаки, лучше – опосредованно, через обратную связь от других ребят. Вот пример, как опосредованно можно вовлекать детей в социально-значимые отношения и деятельность.Пятиклассники со своим неравнодушным классным руководителем решили заняться волонтёрской деятельностью. Кто может быть объектом волонтёрской деятельности пятиклассников? Ребята младших классов, например, первоклассники. Особенно удачной эта связка является тогда, когда классная руководительница первоклассников та самая учитель начальных классов, которая учила пятиклассников. Это логично, потому что они её знают. Классный руководитель пятиклассников говорит детям: «Ребята, давайте ребятам, которые сейчас учатся у Анны Петровна, проведем Праздник букваря», «Не вопрос» - отвечают пятиклассники.Обычная классная руководительница 5 классов идет к Анне Петровне и договаривается с ней «Анна Петровна, давайте мы сделаем Праздник букваря, давайте такого-то числа, тогда-то и тогда-то». А умная классная руководительница, которая хочет побуждать школьников к усвоению социально-значимых знаний, отношений и опыта говорит следующее: «Ребята, мы должны выбрать человека, который пойдет к Анне Петровне, и договориться с ней». И выбирают какого-нибудь Васю, который преисполнен гордостью от высокой миссии, которая на него возложена – он великий парламентер, он серьезный человек, он не пятиклассник, а можно сказать посол державы, идет к Анне Петровне и говорит: «Анна Петровна, вот мы к Вам с таким предложением…». Анна Петровна, конечно, уже всё знает, потому что к ней учительница уже подходила. Но она не показывает виду, говорит: «Да?» - Да!». «А когда бы вам было удобно? – «А тогда-то». Т. е. происходит серьезный разговор двух партнеров.Что сделала классная руководительница пятиклассников? Она дала возможность приобрести новый опыт. Опыт договоренности, переговоров со взрослыми людьми. Ребенок попробовал его на простом примере – у него получилось, и он обрёл уверенность, он стал смелее, он понял «У меня это получается! Я могу!». И дальше он будет смелее, может быть, в разговорах с незнакомыми для него людьми. Вот примеры того, как педагоги могут побуждать к усвоению социально-значимых знаний, отношений и опыта не через прямые посылы.К слайдуВажно: грамотно использовать потенциал всех возможных методов (просьба, похвала, рассказ, пример, создание воспитывающей предметной среды и т.п.)Иногда может быть и молчание. Например, у Макаренко в одной из книг, описана следующая ситуация:«Один мой воспитанник совершил безнравственный поступок, оскорбил девушку. Я пишу этому воспитаннику утором записку: «Будь добр, зайди ко мне в 17.00». Он, конечно, понимает, о чем речь и начинает, соответственно, от этого изнывать, мучиться. Засовывается ко мне в дверь кабинета. Например, в 12.00, и говорит: «Антон Семёнович, я пришел, можно?» - «Нет, я сейчас занят. Я просил тебя зайти в 17.00». «Ну можно сейчас?» - «Нет, можно в 17.00».Воспитанник ходит, изнывает все это время, мучается. В итоге в 17.00 приходит. Антон Семенович спрашивает: «Понял?» - «Понял» - «Свободен». СлайдЕсли мы не побуждаем школьников к усвоению социально-значимых знаний, отношений и опыта, то у нас есть риск превращения педагога в организатора детского досуга, мы становимся аниматорами, если мы их только развлекаем: водим в боулинги, кинотеатры, устраиваем Дни именинников и делаем что-то такое, что нас в общем-то радует.Задание в группе: Придумать пример опосредованного побуждения учащихся к усвоению социально-значимых знаний, отношений, опыта.Таковы пять основных и обязательных условий эффективного воспитания, а значит и результативной реализации нашей рабочей программы воспитания.Давайте еще раз их перечислим. Я благодарю всех за работу. И верю, что несмотря на то, что наша деятельность отягощена различными демотивирующими факторами, мы сможем добиться успеха и получить необходимые результаты.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X