Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Лидия Николаевна Чернова

Экологическая культура

скачать документ

Вернуться назад

МБОУ «Староузеевская средняя школа»Аксубаевского муниципального районаРеспублики ТатарстанТема:«Экологическая культурамладших школьников». Чернова Лидия Николаевна, учитель начальных классов2023 год 1. Актуальность и перспективность опыта по проблеме «Формирование экологической культуры младших школьников»Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека. (Китайская мудрость)Бурный научно-технический прогресс, потребительское, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к загрязнению природной среды радиоактивными, промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами. К крупномасштабным экологическим проблемам следует отнести и парниковый эффект, и разрушение озонового слоя, и изменение климата на Земле. Все это приводит к нарушению экологического равновесия.Для решения экологических проблем ученые выделяют две главные задачи:Принятие практических первоочередных мер по выходу из кризиса.Воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся ситуации.За последнее десятилетие в Российской Федерации предприняты активные усилия по развитию системы экологического образования, направленного на воспитание экологической культуры человека. В свете концепции устойчивого развития экологическое образование становится ведущим условием решения проблемы выживания человечества.Человечество сможет спасти окружающую среду при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома – Земля.Кто, если не учитель, будет заниматься формированием экологического сознания и поведения детей? Традиционная программа по окружающему миру даёт возможность формировать у детей целостное представление о мире:Научное отношение к природной среде.Осознание роли человека в природе.В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения природы: Конкретные объекты и явления (Здесь на доступном для детей уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой. Объекты природы рассматриваются в их отдельности, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого изучение последующих уровней будет затруднено, но им нельзя ограничиваться).Взаимосвязь природных объектов и явлений. (Между различными компонентами неживой природы. Объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. Например, изучается, чем питаются различные животные, строятся цепи питания).Взаимосвязь человека, общества и природы. Между природой и человеком. Рассматриваются уже не просто предметы природы, а процессы. На предыдущих уровнях изучались предметы, а на этом изменения, которые с ними происходят. Какие природные изменения нас интересуют прежде всего?)Для полноценного экологического воспитания необходимо изучение природы на всех трех уровнях. Но в современной практике встречаются недостатки и противоречия традиционной программы, которые делают работу малоэффективной:1. Традиционная программа направлена в основном на развитие интеллектуальной сферы.2. Природные ресурсы рассматриваются с точки зрения потребности в них человека, что приводит к потребительскому отношению к природе, а не к осознанию её как ценности.3. Использование только учебных пособий без организации системной практической деятельности младшего школьника не может содействовать формированию экологической культуры.Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, так как в изменчивых условиях экономического и социального развития общества выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общеучебными компетенциями. В связи с этим, общество диктует необходимость изменить модель восприятия мира у наших детей, предложив им экологически правильную ориентацию. Здесь изначально закрепляется сознание того, что человек - это не царь природы и не ее управляющий, а один из многочисленных организмов планеты, который должен жить в согласии со многими жителями Земли. В школу приходят дети с разным уровнем подготовки. Результаты тестирования, проводимые в 1 классе, показывают, что дети различают и называют лишь небольшое количество животных и растений, не могут назвать их особенности, сравнивают объекты по разным несравнимым признакам, не всегда проявляют гуманное отношение по выходу из трудной ситуации. Познавательное отношение неустойчиво, связано с привлекающими внимание событиями. Как изменить ситуацию? Чему учить? Каков общий состав знаний доступен младшему школьнику? Каковы требования к экологической подготовке младших школьников? Чтобы ответить на эти вопросы, педагогу необходимо владеть основами экологического образования и строить работу с детьми по экологическому образованию и воспитанию в системе. Целью экологического воспитания является формирование экологически культурной личности, которая предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений; готовности к деятельности и, главное, практической деятельности, которая согласуется с требованиями ответственного и бережного отношения к природе. Экологически культурная личность предполагает наличие у человека активной жизненной позиции. Выступая в качестве автора, разработчика инновационного опыта, опиралась на научные идеи и методики, осуществляла отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег. Применение опыта на практике позволило расширить уровень инновации до муниципального, позволив найти единомышленников среди учителей района.Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность педагогической деятельности.Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды. Немаловажным является преемственность детского сада и школы в вопросах изучения природы.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X