Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Ольга Сергеевна Соколова

Формирование ключевых компетенций обучающихся в условиях реализации обновлённых ФГОС НОО

скачать документ

Вернуться назад

Формирование ключевых компетенций обучающихся в условиях реализации обновлённых ФГОС НОО Аннотация: Современное образование ставит перед собой задачу не только передать учащимся знания, но и развить у них ключевые компетенции, которые позволят им успешно адаптироваться в быстро меняющемся мире. В условиях реализации обновлённых Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС НОО) особое внимание уделяется формированию таких компетенций. Ключевые компетенции представляют собой набор знаний, умений и навыков, которые помогают людям эффективно функционировать в различных сферах жизни – от работы и личного развития до социальной активности и самореализации. Они включают такие качества, как коммуникативные навыки, критическое мышление, творческое мышление, способность работать в коллективе и принимать решения. Реализация обновленных ФГОС НОО предполагает пересмотр подходов к организации образовательного процесса с целью формирования данных ключевых компетенций у обучающихся. Это связано с необходимостью приспосабливаться к быстро меняющимся требованиям современного общества и рынка труда. В статье будет рассмотрено, какие компетенции выделяются в рамках новых стандартов и как они формируются в учебном процессе. Также будут предложены методы и подходы, способствующие эффективному развитию данных навыков учащихся.Основные принципы обновленных ФГОС НОО играют важную роль в формировании ключевых компетенций обучающихся. Эти принципы определяют основные направления развития образовательной системы и ориентируют нас на достижение определенных результатов[1].Первый принцип - ориентация на личность обучающегося. В рамках обновленных ФГОС НОО ставится акцент на индивидуальный подход к каждому ученику, его интересам, способностям и потребностям. Педагог должен предоставить возможности для саморазвития и самоопределения каждого обучающегося, помочь ему найти свое место в обществе и профессиональной сфере.Второй принцип - активное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. Современные технологии позволяют расширить возможности образования и создать условия для развития цифровых компетенций учащихся. Использование ИКТ способствует развитию коммуникативных навыков, поисковой деятельности и критического мышления.Третий принцип - акцент на развитие творческого потенциала обучающихся. Формирование ключевых компетенций связано с развитием творческих способностей, креативного мышления и умения генерировать новые идеи. Учитель должен создавать условия для самостоятельной работы, поощрять эксперименты и поиск нестандартных решений.Четвертый принцип - ориентация на проектную деятельность. Проектная деятельность позволяет развивать ключевые компетенции обучающихся через решение реальных задач и ситуаций. Ученики приобретают навыки планирования, организации работы в группе, анализа информации и представления результатов своей деятельности.Пятый принцип - формирование командных навыков. Современное общество требует от людей умения работать в команде. Обновленные ФГОС НОО ставят перед учителем задачу формирования таких навыков у обучающихся через коллективное решение задач, проектную деятельность и сотрудничество с другими учащимися.Шестой принцип - ориентация на развитие метапредметных результатов. Основной целью образования является формирование ключевых компетенций, которые необходимы для успешной жизни и профессионального роста. Педагог должен постоянно работать над развитием таких качеств, как самоорганизация, критическое мышление, коммуникативные навыки и другие.Реализация этих принципов позволит создать условия для полноценного развития личности каждого обучающегося и подготовить его к успешной жизни в современном мире[3].Роль педагога в процессе формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях реализации обновленных ФГОС НОО несомненно является одной из наиболее значимых и ответственных.В современном образовательном пространстве, где актуальными стали требования к подготовке учащихся к жизни и работе в информационном обществе, роль педагога приобретает новые аспекты. Он выступает не только в качестве передатчика знаний, но и как организатор и сопровождающий процесса формирования ключевых компетенций.Первое, что должен делать педагог – это осознавать значение ключевых компетенций и быть готовым работать над их развитием. Педагог должен иметь четкое представление о том, что такое компетентность и какие конкретные навыки нужно развивать у своих учеников. Кроме того, он должен быть готов пересмотреть свой подход к преподаванию и использовать инновационные методы работы.Для эффективного формирования ключевых компетенций педагог должен быть способным адаптироваться к индивидуальным особенностям каждого ученика. Важно учитывать разные стили обучения, интересы и потребности учащихся. Педагог должен быть гибким в своем подходе и предлагать различные способы работы, которые позволят каждому ученику достичь успеха.Однако роль педагога не ограничивается только организацией процесса формирования компетенций. Он также выступает в роли ментора и наставника для своих учеников. Педагог должен помогать им определить свои цели и задачи, развивать самостоятельность и ответственность за результаты своей работы. Он должен создавать условия для саморазвития учеников, поощрять их творческую активность и самостоятельное мышление[2].Важной частью работы педагога является контроль за достижением ключевых компетенций. Педагогу необходимо систематически отслеживать прогресс каждого ученика, анализировать его успехи и слабые места. Необходимо использование различных форм контроля – тесты, задания, проекты, дискуссии и другие активные методы. Кроме того, педагог должен уметь давать обратную связь и помогать ученикам самостоятельно оценивать свои результаты.В условиях реализации обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (ФГОС НОО) особое внимание уделяется формированию ключевых компетенций учащихся. Для успешной реализации этой задачи необходимо использовать инновационные методы и подходы.Одним из таких методов является проектная деятельность. Она позволяет развить у учащихся навыки самостоятельной работы, критического мышления, коммуникации и коллаборации. В рамках проектной деятельности учащиеся работают над конкретным проектом, который требует применения различных знаний и навыков. Такой подход способствует формированию ключевых компетенций, включая коммуникативную, информационно-коммуникативную, социальную и личностную компетенции.Еще одним инновационным методом является использование технологий в образовательном процессе. С помощью современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) учащиеся могут получать доступ к информации, находить и анализировать данные, создавать собственные проекты и презентации. Такой подход способствует развитию информационно-коммуникативной компетенции, а также повышает мотивацию и интерес учащихся к обучению.Еще одним инновационным подходом является использование игровых технологий в образовательном процессе. Игры позволяют учащимся активно взаимодействовать с содержанием учебного материала, развивать критическое мышление, принимать решения в сложных ситуациях. Такие игры как "Мозговой штурм", "Железная логика", "Дипломатия" и другие помогут развить ключевые компетенции учащихся.Кроме того, важным инновационным подходом является использование методов активного обучения. Например, работа в группах или парах позволяет развить социальную компетенцию – навыки коммуникации, коллаборации и конструктивного взаимодействия с другими людьми. Проектное моделирование позволяет учащимся самостоятельно исследовать предметную область, формулировать проблемы и находить решения.Инновационные методы и подходы к развитию ключевых компетенций обучающихся в рамках обновленных ФГОС НОО позволяют создать условия для эффективного формирования навыков, знаний и умений, необходимых для успешной адаптации в современном информационном обществе. Они способствуют развитию творческого мышления, самостоятельности и ответственности учеников, что является основой построения гармоничной личности.Оценка и контроль формирования ключевых компетенций обучающихся являются важными этапами образовательного процесса в условиях реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО). Эти этапы позволяют определить результативность работы учителей и успехи учеников в освоении основных знаний, умений и навыков[4].Для эффективной оценки и контроля формирования ключевых компетенций необходимо использование различных методов и инструментов. Одним из наиболее распространённых методов является традиционная аттестация или экзамены. Они позволяют проверить знания учащихся по конкретным предметам и определить, насколько успешно они овладели определенными компетенциями.Также для оценки ключевых компетенций может быть использована портфолио – систематическое собирание работ, выполненных учащимися в процессе обучения. Портфолио позволяет более полно отслеживать динамику развития ключевых компетенций, а также оценивать не только знания, но и самостоятельность мышления, креативность и другие личностные качества учащихся.Однако для эффективной оценки ключевых компетенций необходимо учитывать не только результаты экзаменов или портфолио, но и другие факторы. Например, важно проводить систематическую диагностику уровня развития компетенций на протяжении всего образовательного процесса с помощью различных тестов и заданий. Это позволяет выявлять слабые места в освоении материала и своевременно корректировать образовательную программу.Еще одним инструментом для оценки ключевых компетенций являются рубрики – систематизированные списки критериев и описаний уровней достижения целей обучения. Они позволяют более объективно определить степень развития каждой компетенции и сравнивать успехи разных учеников.Контроль формирования ключевых компетенций также должен быть направлен на выявление прогресса каждого отдельного ученика. Для этого важно использовать индивидуальные подходы и методы диагностики, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.Практические рекомендации по разработке и реализации программы формирования ключевых компетенций обучающихся в рамках обновленных ФГОС НООДля успешной реализации обновленных ФГОС НОО и формирования ключевых компетенций учащихся необходимо разработать и реализовать соответствующую программу. В данном подразделе представлены практические рекомендации по разработке и организации такой программы[1].1. Анализ требований ФГОС НОО: Перед началом разработки программы формирования ключевых компетенций необходимо провести анализ требований, предъявляемых обновленными ФГОС к обучающимся. Это поможет определить основные компетенции, которые должны быть включены в программу.2. Определение целей и задач: Следующим шагом является определение целей и задач программы формирования ключевых компетенций. Целью может быть, например, развитие коммуникативных навыков или критического мышления учащихся. Задачи могут включать в себя проведение специальных уроков или мероприятий, использование новых методик обучения и тестирования.3. Выбор методов и средств организации образовательного процесса: Для эффективной реализации программы необходимо выбрать подходящие методы и средства обучения. Это может включать использование проектной деятельности, индивидуальных и групповых заданий, интерактивных технологий и т.д.4. Разработка содержания учебного материала: Важным шагом является разработка содержания учебного материала, который будет использоваться для формирования ключевых компетенций учащихся. Содержание должно быть структурированным, последовательным и соответствующим требованиям ФГОС НОО.5. Организация оценки достижений обучающихся: Для контроля эффективности программы необходимо разработать систему оценки достижений обучающихся. Это могут быть как традиционные виды контроля (тесты, экзамены), так и альтернативные методы (портфолио, проектная работа).6. Постоянное сопровождение и корректировка программы: Программа формирования ключевых компетенций должна регулярно сопровождаться и корректироваться на основе полученных результатов оценки. Также следует учитывать отзывы педагогического коллектива и обратную связь от обучающихся.7. Проведение методической работы: Не менее важным является проведение методической работы с педагогическими работниками, чтобы они были готовы к реализации программы формирования ключевых компетенций. Это может включать в себя проведение тренингов, семинаров и аттестацию педагогов.В заключении следует отметить, что разработка и реализация программы формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях обновленных ФГОС НОО – это сложный процесс, который требует системного подхода и участия всех участников образовательного процесса. Однако эффективная программа может значительно повысить качество образования и успешность учащихся.Список литературы1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18–22. 2. Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – № 4 (61). – С. 13–33. 3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с. 4. Виноградова Н.Ф. Десять советов учителю по формированию читательской грамотности младших школьников / Н.Ф. Виноградова // Начальное образование. – 2017. – № 3. – С. 3–7.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X