Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Нина Ивановна Козлова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛУХОВОГО АНАЛИЗА И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ в работе с песенным материалом (на примере песен военных лет)

скачать документ

Вернуться назад

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И АРХИВНОГО ДЕЛА ПРИМОРСКОГО КРАЯГАПОУ «ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ»ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Учебная дисциплина:СОЛЬФЕДЖИОФИО преподавателя КОЗЛОВА НИНА ИВАНОВНАСпециальность:53.02.05 СОЛЬНОЕ И ХОРОВОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ (по виду Хоровое народное пение)Тема учебного занятия:ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛУХОВОГО АНАЛИЗА И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ в работе с песенным материалом (на примере песен военных лет)Цели учебного занятия:Обучающая:ЗАКРЕПИТЬ НАВЫКИ И УМЕНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА ДИСЦИПЛИНАХ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛАРазвивающая:СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ УМЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ПЕСЕННЫЙ МАТЕРИАЛ, ПОПОЛНИТЬ ЗНАНИЯ ПЕСЕН ВОЕННОЙ ЭПОХИ Воспитательная: СОДЕЙСТВОВАТЬ ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ПОНИМАНИЮ ЗНАЧИМОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НОТНЫМ МАТЕРИАЛОМ.Тип учебного занятия:УРОК КОРРЕКЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК)Форма обучения ФРОНТАЛЬНАЯМетоды обучения: ЭВРИСТИЧЕСКИЙ (студенты сами, при содействии наводящих вопросов педагога, доходят до истины, приближаясь к решению поставленной задачи, к ответу на вопросы)Средства обучения: РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ, АУДИО И ВИДЕОЗАПИСИ, СЛАЙДЫ, НОТНАЯ ДОСКА, ФОРТЕПИАНО.ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯЭпиграф к уроку из фильма «В бой идут одни старики»«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?После боя сердце просит музыки вдвойне»№п/пСодержание и структураучебного занятияВремя(мин.)Деятельность преподавателяДеятельность обучающихсяРазвиваемые УУД 1Организационная часть урока2Проверка присутствующихПодготовка тетрадей, карандашей, ластиков2Сообщение темы и целей занятия2Объявление темы занятия, постановка целей перед студентами, Запись темы занятия, настрой на специфику дисциплины.3Мотивация деятельности по заданной теме: знания и практические навыки работы с песенным материалом необходимы в профессиональной деятельности.5Введение в тему урока, акцентирование важности патриотического воспитания, навыков владения теоретическими знаниями в работе над песенным репертуаромУчастие в обсуждении значимости темы занятияКоммуникативные УУД: умение донести свою позицию, выполнить запланированное сообща, умение слушать и вступать в диалог4Практическая работа с песенным материалом в разных формах:Узнать песню по звукам вне ритма;Узнать песню по ритму;Узнать песню по наименьшему количеству звуков в правильном ритме;Определить, с какой ступени начинается мелодия;Определить размер мелодии;Назвать, какой ритм преобладает в песне;Работа над интерваликой в заданной мелодии;Написать фрагмент мелодии, которая начинается с устойчивых ступеней;Определить песню по записанному нотному тексту без слов. Узнать известную песню военных лет, назвать повторяющийся ритмОпределить размер, сгруппировать, расставить тактовые черты в мелодии (в раздаточном материале);Заранее было дано задание сочинить двухголосие (трёхголосие) в песне «Как пойду я на быструю речку»555535155375Проигрывание на инструменте мелодии вне ритма. После названия песни сообщает краткие сведения об истории создания;Простукивание ритма.Выяснение, со скольких звуков, студенты смогут определить песню (по типу известной TVпередачи «Угадай мелодию»), дальше исполнение определённого количества звуков.Настройка в тональности, определение устойчивых ступеней, исполнение на инструменте или голосом начальную фразу песни.Исполнение на инструменте фрагмента песни, которого достаточно для определения размера.Название песни, настройка в определённой тональности и исполнение куплета песни. Задаётся вопрос: «На основе какого ритма написана песня?» При необходимости задаются наводящие вопросы.Игра отдельных интервалов, затем интервальной последовательности в тональности.Называется песня, определяется тональность и без игры мелодии, предлагается записать короткий диктант из одной фразы. Обратить внимание студентов, что в аккомпанементе используются только T и DРаздается записанная нотами песня без названия и без текса. Подготовлен раздаточный материал для каждого студента.Раздать партитуру песни, настроить на нужную тональность, определить партии С и А.Предложить разобраться с ладотональным планом еще раз.Прослушивают и называют песню, затем исполняют один куплет.Прослушивают и называют песню, поют один куплет и сообщают краткие сведения о песне.Стараются назвать песню с наименьшего количества звуков, исполняют один куплет и сообщают об авторах.Настраиваются в тональности, определяют начальную ступень, поют один куплет, сообщают об авторах песни.После проигрывания фрагмента мелодии определяется размер. Поют один куплет с тактированием.После названия песни исполнение её с тактированием. Называется ритм и преобладающий ритмический рисунок.Устное определение интервалов, запись интервальной последовательности в тональности, затем, после определения размера и затакта пение мелодии сольфеджио.Запись в тетрадях и на доске фрагмента мелодии, исполнение с аккомпанементом функциясмНа раздаточном материале определить песню по нотному тексту, назвать, какой ритм встречается дважды.На полученных листочках написаны ноты песни без ритма, тактовых черт и размера. Оформить мелодию и спеть с тактированием один куплет.По партитуре после настройки исполнить один или два куплета песни на два голоса.Рассказать об истории создания этой песни.Познавательные УУД: умение добывать, преобразовывать и представлять информацию. Включают общеучебные, логические операции: -анализ;-сравнение;-обобщение.РегулятивныеУУД:Инициативность и самостоятельностьЛичностные УУД: умение оценивать свои и чужие действия, стремление к созидательной деятельности5Обобщение и систематизация материала урока.5В форме беседы со студентами выясняется, какие навыки и умения потребовались, чтобы полноценно работать на уроке, какие межпредметные связи необходимо использовать в работе с песенным материаломУчастие в беседе всех студентов.6Подведение итогов занятия3Выставление оценок с комментариями за работу на уроке7Домашнее задание2Задание записывается на доске с одновременными рекомендациями по его выполнениюЗаписать задание.ПРИЛОЖЕНИЕ К ВСТУПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ УРОКА (введению)Песни военных лет продолжают поддерживать историческую память и не дают забывать о Великом подвиге нашего народа. Мы остаёмся великим народом, пока помним и поём песни военных лет. Сегодня песни военной эпохи продолжают быть востребованными и занимают особое место в национальном репертуаре.Я посчитала, что наши студенты даже хорового отделения недостаточно владеют этим репертуаром, у них нет на слуху даже очень известных песен, а это недопустимо. Нашим выпускникам предстоит работать: воспитывать молодое поколение в духе патриотизма, готовить и проводить мероприятия, нести дальше уважительное отношение к героям войны, к авторам бессмертных военных песен.Работая над материалом к открытому уроку, я ориентировалась на студентов 3 курса хорового отделения, которые накопили определённый опыт работы с песенным, нотным материалом на занятиях по постановке голоса, хора и ансамбля, навыки работы с мелодиями в разных размерах, интерваликой, ладо-тональным планом на уроках сольфеджио и других теоретических дисциплинах, умеют тактировать, дирижировать. Поэтому будет прослеживаться межпредметная связь в выполнении различных по уровню сложности заданий. Я бы перечислила все циклы дисциплин, связанные с песенным творчеством: это музыкально-теоретические, дирижерско-хоровые дисциплины и, конечно же, непосредственно постановка голоса, вокальные ансамбли и изучение инструментов. В будущем предполагается работа такого плана с русскими народными песнями. Со студентами других специальностей можно использовать другой, специфический для них музыкальный материал.К уроку можноПодготовить портреты ветеранов родственников;Использовать ролик с парадом во дворе дома ветеранаПРИЛОЖЕНИЕ НОТНОГО МАТЕРИАЛА123456 7891011КОММЕНТАРИИ К ПЕСНЯМ, ИСПОЛЬЗОВАННЫМ НА ЗАНЯТИИ«Огонёк» Мелодия этой песни была приспособлена к стихам М. Исаковского в годы войны (скорее всего баянистом Никоненко, который служил танкистом), а до этого она бытовала, как танго за рубежом.«Катюша» Песню сочинили М. Исаковский и М. Блантер ещё до войны, она быстро приобрела популярность и в годы войны её знал каждый боец. Мне довелось во Франции в одном из маленьких костёлов побывать на концерте русских песен, среди которых звучала и «Катюша», причём зал был битком набит слушателями и они с удовольствием подпевали артистам (самодеятельным). Это ещё раз подчёркивает, что песню знает весь мир.«Дороги» Песня А. Новикова на стихи Л. Ошанина была написана вскоре после окончания ВОВ, осенью 1945г для театрализованной программы «Весна победная».«Тёмная ночь» Песня из к/ф режиссёра Л.Лукова «Два бойца». В исполнении М.Бернеса она приобрела огромную популярность. Известен тот факт, что при первой записи песни на пластинку получился неожиданный брак: матрица пластинки оказалась обильно политой слезами сотрудницы, производившей запись…«Случайный вальс» Песня написана Фрадкиным и Колмановским, когда они направлялись на фронт, в район «Курской дуги». Своим произведением они стремились закрепить в армейском обиходе новое для Красной Армии слово – «офицер», введённое в 1943 году. Отсюда – второе название песни – «Офицерский вальс», а также другая редакция 3 и 4 строки «И лежит у меня на погоне незнакомая ваша рука». На всех остановках Фрадкин под аккордеон пел эту песню и вскоре она приобрела популярность.«Песня защитников Москвы» в жизнь сошла с экранов. В начале 1942 года демонстрировался документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Он был посвящен обороне столицы осенью 1941 года и победному наступлению наших войск. Для этого фильма и была написана песня Сурковым и Мокроусовым.«Вечер на рейде» Не сразу песня Соловьёва-Седого получила популярность. Вначале посчитали, что она слишком тихая и спокойная для грозной военной поры. Но после того, как песня в 1942 году прозвучала по радио, и имя автора и сама песня приобрели всенародную известность.«Священная война» Это музыкальная эмблема ВОВ. Текст был опубликован 24 июня 1941 года и в тот же день Александров написал музыку, а назавтра песня вошла в репертуар Краснознамённого ансамбля. 27 июня она впервые была исполнена на Белорусском вокзале в Москве для воинов, уезжавших на передовую. Вскоре «Священная война», как набат зазвучала по всей стране.«До свиданья, города и хаты» Идея песни родилась у Блантера в первый день войны, ему хотелось написать звонкую походную песню, которую бы запели солдаты, уходя на фронт. Текст для песня написал Исаковский, давний соавтор Блантера. В конце июня 1941 года песня появилась на страницах газеты «Правда» под названием «Походная песня».«В землянке» Песня написана на стихи Суркова. Это было 16 строк из письма жене. В феврале 1942 года К. Листов написал песню и исполнил её под гитару. Задушевность, простота и лиричность сразу была оценена слушателями.«Как пойду я на быструю речку» Эта песня исполнялась и во многих изданиях обозначена, как русская народная, она вошла в сборник русских народных песен в обработке Свешникова и в репертуар Государственного русского академического хора. На самом деле и слова и музыку написал хормейстер Алексей Попов в октябре 1941 года. Он вспоминал о том, что война вызвала необычайный подъём патриотических чувств. Хотелось написать простую и задушевную песню о любви к Родине, которая была бы доступной широким народным массам.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X