Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Галина Васильевна Пузанова

Разработка урока 6 класс "Соединение деревянных деталей"

скачать документ

Вернуться назад

6 классТема урока: Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами и клеем.Цель урока: Урок на тему «Соединение столярных изделий» позволяет учащимся получить общие представления о соединениях деталей изделий из древесины, анализировать индивидуальный подбор способа соединения для того или иного изделия. Установить взаимосвязь с учебными дисциплинами: физикой, химией, черчением, Урок формирует практические умения в изготовлении изделий предложенным учителем.Планируемые результаты: Метапредметные - физика, химия, черчение.Предметные – познакомить учащихся со способами соединения деталей изделий из древесины. Раскрыть сущность сборки изделий на гвоздях, при помощи шурупов, клеевых соединений. Развить трудовые навыки и умения учащихся; Развивать умения анализировать и обосновывать варианты сборки изделий; Развивать логическое мышление;Личностные – воспитывать добросовестное отношение к выполняемым заданием; совершенствовать эстетическое воспитание учащихся;воспитывать добросовестное отношение к оборудованию и инструменту; воспитывать умение бережно относится к своему здоровью, соблюдая правила техники безопасности.Тип урока: Урок изучения нового материалаОборудование: образцы гвоздей и шурупов, шило, молотки, клещи, плоскогубцы, отвёртки, мультимедийные средства обучения.Технологии: Урок изучения нового материалаРепродуктивный, частично-поисковыйФормы организации познавательной деятельности:Групповая, индивидуальная, фронтальная Ход урока.Организационный момент:Приветствие учащихся, отметка отсутствующих в журнале, позитивный настрой на урок.Целеполагание:На пред идущих уроках мы с вами изучили строение древесины, получение пиломатериалов (лесоматериалов), изучили инструменты для ручной обработки древесины, научились размечать, пилить, строгать и сверлить отверстия в древесине. А сейчас отгадайте загадку и постарайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока. Загадка : Весь я сделан из железа,У меня ни ног, ни рук.Я по шляпку в доску влезу,А по мне всё стук да стук.(Гвоздь)Как вы думаете какую тему сегодня мы с вами будем изучать? Тема сегодняшнего урока: «Соединение деталей гвоздями и шурупами». Мотивация:Сегодня на уроке мы научимся способамсоединения деталей из древесины, вы увидите приёмы выполнениясоединений. Позже отработаете их на практике.1) Будем учиться правильно подбирать гвозди и шурупы для соединения деталей;2) Познакомимся с видами гвоздей и шурупов;3) Ознакомимся с правилами безопасной работы.- Скажите, для чего нам нужны эти знания и умения?Соединять детали гвоздями и шурупами всегда пригодится в жизни и в быту: починить табуретку, починить мебель, повесить красивую картину в доме, создать какое либо изделие из древесины применяя во всех этих случаях соединения на гвоздях, шурупах или клее.Повторение опорных знаний (активизация):Какие виды сверл вы знаете?(спиральное, перовое, ложечное, винтовое, центровое) Какой инструмент используется для сверления? (коловорот, дрели)Какое отверстие называется глухим?(отверстие которое заходит на определенную глубину)Что такое строгание?( столярная операция срезания с поверхности заготовки тонких слоев древесины)Какие инструменты применяют при строгании? (рубанок, фуганок, шерхебель)Что такое пиление ? (разделение заготовки на части с образование стружки.)Усвоение новых знаний: Сегодня я познакомлю вас с новым материалом. Вы не только будете внимательно слушать, но следить, как я буду соединять детали.После объяснения нового материала будет блиц-турнир (опрос) по вопросам новой темы.И так начнем:- Большинство столярных изделий состоит из нескольких частей. Чтобы из отдельных деталей получить готовое изделие, их надо соединить между собой. Соединение деталей из древесины часто выполняют с помощью гвоздей, шурупов и клея. Сегодня мы будем учиться соединять детали с помощью гвоздей и шурупов.На Руси производство гвоздей известно с XIII века, но только в XIX веке были созданы первые машины для их изготовления. Сейчас гвозди делают с помощью станков-автоматов.Забитые гвозди удерживаются в деталях за счёт защемления между волокнами древесины.Гвоздь имеет шляпку, стержень и остриё. Гвозди – детали стандартные. Они различаются в зависимости от назначения.1. строительный гвоздь 2. дюкерт-гвоздь3. винтовой гвоздь 4. гребенчатый гвоздь5. анкерные гвозди6. гвозди для сеток7. гвозди для гипсокартона8. закаленный стальной гвоздь 9. гвоздь для битумных покрытий10. гвоздь с двойной шляпкой 11. гребенчатый гвоздь для кирпича(Учитель демонстрирует различные виды гвоздей)Гвозди бывают разных размеров. В зависимости от длины стержня (40, 50, 100 мм и т.д.) гвозди в обиходе часто именуются «сороковками», «пятидесятками», «сотками» и т.д.Прежде чем забивать гвоздь, размечают места соединения и шилом делают углубления.(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)При соединении деталей гвоздями обычно тонкую деталь прибивают к толстой.Толщина гвоздя не должна превышать 1/4 толщины детали, которую прибивают. Длина гвоздя должна быть в 2…3 раза больше толщины прибиваемой детали. При этом нужно помнить, что соединение будет более прочным, если гвоздь входит в основную деталь поперёк волокон и менее прочным – если вдоль волокон.Чтобы деталь не раскололась, забивать гвоздь следует на расстоянии не менее 4 диаметров гвоздя от кромки детали и не менее 15 диаметров от торца.Гвозди забивают столярным молотком. Молоток следует держать так, чтобы рука была на расстоянии 20…30 мм от конца рукоятки. Вначале гвоздь придерживают большим и указательным пальцами левой руки и наносят молотком по шляпке гвоздя несильные удары.(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)После того как гвоздь надёжно войдёт в древесину, левую руку убирают и наносят более сильные удары.Избежать раскалывания древесины при забивании гвоздей можно, предварительно слегка затупив гвозди ударами по их острию. Такой гвоздь смещает волокна древесины, не разрывая их, поэтому деталь не раскалывается.(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)Если гвоздь при забивании пошёл криво или согнулся, его необходимо выдернуть. Для этой цели применяют клещи или молоток со специальной прорезью на носке. Чтобы не повредить поверхность изделия, под губки клещей или боёк молотка подкладывают кусочек фанеры или небольшую дощёчку, захватывают гвоздь за шляпку или стержень и поворотом инструмента вытаскивают его из древесины.(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)Если концы гвоздей выступают, их подгибают на оправке и забивают обратно в древесину. Это повышает прочность соединения.(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)Забитый гвоздь выдёргивают следующим образом: отгибают стамеской загнутый конец гвоздя. Выравнивают его клещами или плоскогубцами. Выбивают конец гвоздя молотком, а затем выдёргивают его за головку клещами.Работы по соединению деталей гвоздями чаще всего выполняет плотник.Динамическая пауза: Встаем, ноги на ширине плеч. Руки на поясе.Поворачиваем голову и туловище на правоИ смотрим на соседа Поворачиваем голову и туловище на левоИ смотрим на другого соседа .Принимаем положение для пиления (Левая нога вперед правая нога отставлена назадКорпус наклонен вперед)Имитируем пилениеНоги на ширине плеч Руки сомкнуты перед собой, Имитируем рубку дров. А теперь я познакомлю вас с соединением деталей шурупами.Соединение шурупами является более прочным, чем гвоздями.Шуруп – это крепёжная деталь, состоящая из головки и стержня с винтовой нарезкой. Термин «шуруп» - немецкого происхождения, в переводе означает «винт».Как и гвозди, шурупы – стандартные детали. В зависимости от назначения шурупы изготавливают разной длины и толщины, (Учитель демонстрирует различные виды шурупов)а также с различной формой головки: полукруглой, потайной и полупотайной. Чаще всего используют шурупы с потайной головкой, так как она не выступает над поверхностью детали.Головки шурупов имеют шлицы (прямые или крестообразные канавки) для отвертки. Термин «шлиц» образован от немецкого слова, означающего «щель», «паз».При выборе шурупа нужно учитывать, что его длина должна быть в 2 - 3 раза больше толщины более тонкой соединяемой детали. Однако шуруп не должен проходить основную (более толстую) деталь насквозь.При соединении крупных деталей используют шурупы большого размера с квадратной или шестигранной головкой под гаечный ключ. У них необычное название – глухари.Шурупы для дерева имеют острый кончик, поэтому они входят в материал как клин и расщепляют его. Особой нагрузке подвергается материал, когда в него входит стержень шурупа.В настоящее время наряду с шурупами широко применяются саморезы. В отличие от шурупов у саморезов винтовая нарезка начинается от самой головки стержня.Места установки шурупов размечают так же, как и для гвоздей. В более тонкой детали сверлят сквозное отверстие диаметром, немного большим диаметра шурупа.В основной детали, в которую ввинчивают шуруп, сверлят глухое отверстие диаметром 0,8 диаметра шурупа на глубину, равную длине ввинчиваемой части шурупа. Для тонких шурупов отверстия можно проколоть шилом.Для потайной и полупотайной головок шурупов отверстия раззенковывают сверлом большого диаметра или специальным инструментом – зенковкой – расширяют входное отверстие.Термины «зенкование» и «зенковка» происходят от немецкого слова, означающего в переводе «углублять». Диаметры сверла и зенковки должны быть равны диаметру головки шурупа.После подготовки деталей шуруп ставят в отверстие и завинчивают отверткой по часовой стрелке. Важен также выбор правильной отвертки. Если вы возьмёте отвертку не того размера, вы можете повредить ею шлиц на головке шурупа, после чего, даже применяя силу, закрутить его будет невозможно. (Учитель демонстрирует пример соединения деталей шурупами)На предприятиях деревообрабатывающей промышленности сборочные работы (в том числе и с помощью шурупов) производят столяры и сборщики изделий из древесины.Соединение деталей из древесины клеем: Деревянные изделия склеивают столярным (костным), казеиновым или универсальными синтетическими клеями. Столярный клей выпускается в виде плиток или дроблёным. Склеиваемые части изделия должны быть хорошо высушины.Температура воздуха при склеивании должна быть от 12 °С до 20 °С, при более высокой температуре клей становится жидким и при сжатии выдавливается из склеиваемых деталей. При более низкой температуре клей загустевает и не проникает в поры деталей. Склеиваемые детали должны быть ровными, для этого их обрабатывают рубанком или напильником, а затем мелкой наждачной бумагой (№ 100-140), удаляют пыль щёткой и протирают чистой тряпкой, смоченной водой или ацетоном. Обычно клеем смазывают обе склеиваемые поверхности. Затем детали соединяют, немного притирая их, чтобы слой клея имел одинаковую толщину по всей поверхности, сжимают тиски, зажимом с клиньями, винтовым зажимом или бинтом. При слишком густом клее сжатие усиливают, чтобы уменьшить толщину клеевого слоя. Детали должны оставаться сжатыми 2-3 часа, а при оклейке фанерой 4-5 часов. Перед дальнейшей обработкой рекомендуется детали выдержать в течение двух дней.Итог. Итак, вы внимательно слушали моё объяснение и внимательно следили за техникой выполнения операций. А сейчас блиц-опрос, который пройдёт в форме теста.Вы должны на заданный вопрос выбрать правильный ответ.Будете работать в парах.Те кто выполнил задание без ошибок.- Молодцы! Вы ответили верно на вопросы, потому что внимательно слушали моё объяснение. Вы получаете за работу «пятёрки».Пословица: «Хорошая работа мастера хвалит». Домашнее задание: Придумать или найти коротенькое стихотворение про: гвоздь, сверло, саморез (шуруп) . Например: Саморезик помоги! Полку к стенке прикрути!Гвоздик ровно я забью!Пальчик не ударю!И пилой пилить могу,Меня в школе обучали! Рефлексия: сегодня я узнал...  было трудно…  я понял, что…  я научился…  я смог…  было интересно узнать, что…  меня удивило…  мне захотелось…

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X