Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Якушева Галина Ивановна

Понятие «национальная культура», особенности приобщения будущих педагогов к национальной культуре

скачать документ

Вернуться назад

Понятие «национальная культура», особенности приобщения будущих педагогов к национальной культуреЯкушева Галина ИвановнаГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Соликамский социально-педагогический колледж им. А.П. Раменского» (ССПК)Преподаватель художественных дисциплинФедеральные государственные образовательные стандарты нацеливают педагогов на важную часть общей образовательной работы с детьми: социально-коммуникативное развитие, основными задачами которого является – формирование представлений о себе, семье, обществе, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, усвоение моральных и нравственных ценностей, принятых в обществе.[1]В этой части ФГОС коррелирует с основами народной педагогики. Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры каждого народа. Широко опирались на идеи народного опыта Ян Амос Коменский, Иоганн Песталоции, Лев Толстой. Народная мудрость, совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях, народном этническом и художественном творчестве, национально-специфических устойчивых формах общения и взаимодействия представителей различных поколений друг с другом – является важнейшим средством обеспечения единства и преемственности поколений, целостности любого этноса. Требования к воспитанию в народной педагогике преимущественно извлекаются из устного народного творчества – фольклора. Фольклор, таким образом, является квинтэссенцией народной мудрости, сохраненной в веках. Одним из определяющих компонентов воспитания в народной педагогике выступает передача национальных традиций в процессе взаимодействия поколений. В преподавании дисциплин художественного цикла в колледже преподаватели опираются на народные традиции.В последние годы в Российском государстве, а значит и в российской системе образования, произошли определённые позитивные перемены в плане обновления содержания образования и воспитания подрастающего поколения, где большую роль доверили дополнительному образованию. Устраиваются фестивали, конкурсы, олимпиады на различные тематики, основанные на знании особенностей жизни, языка и быта, истории, искусства и культуры своей страны.  Это помогает студентам прочувствовать духовную жизнь своего народа, творчески утвердить себя в ней, приобщиться к истокам национальной русской народной культуры. Родная культура, с раннего детства, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом зарождающим личность. От нас (педагогов) зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции. Будут ли приобщаться наши студенты к истокам русской народной культуры. Необходимо донести до сознания молодых людей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать их в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к её истокам и, в первую очередь, к художественным промыслам. Ведь его содержание отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русская игрушка, будь она глиняная, тряпичная или деревянная, русская вышивка, русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни к5аждой личности.Так, по мнению Т.Я. Шпикаловой, традиционное народное искусство является одним из важнейших средств в развитии художественной личности. Она подчеркивает, что «в созданиях векового народного художественного труда заложены неиссякаемые и живые родники великого и победного творчества». С ее точки зрения, успех приобщения к народному искусству, обусловливается в образовательном процессе следующими объективными условиям.Т.Я. Шпикалова не однократно подчеркивала значение народного искусства в системе образования и воспитания. «…Именно оно и сегодня воспроизводит связь человека с природой, историей, нравственными ценностями этнической общности и всех народов, сохраняет историческую преемственность, традиции, регулирующие уровень ценностей, важных для жизни народа и всего человечества. И судьба народного искусства в современных условиях находится в прямой зависимости от общего уровня духовной и материальной культуры общества и гражданской ответственности каждого его члена. Установлено, что народное искусство является необходимым компонентом содержания образования на современном этапе и в перспективе. Народное искусство как особый тип художественного творчества является основой самого демократического пути формирования эстетического отношения к действительности и искусству; самого демократического пути формирования творчески активной личности». [8]Под формированием художественных способностей студентов понимается совокупность знаний, умений и навыков, приобретаемых ими при изготовлении изделий. Эти изделия характеризуются художественно-эстетическими свойствами, имеют непосредственное практическое применение в жизни человека и основаны на народных традициях. Поэтому эффективным средством формирования художественных способностей студентов является декоративно-прикладное искусство.В нашем социально-педагогическом колледже кроме учебных занятий, где студенты знакомятся и осваивают основы народного и декоративно-прикладного искусства, продолжение имеет на дополнительной подготовке образования для студентов специальности Преподавание в начальных классах. Это внеурочная деятельность студентов. Поэтому, уходя из стен нашего учебного заведения, будущие учителя имеют четкое представление, как приобщать детей к национальной культуре средствами народного и декоративно-прикладного искусства. Таким образом, наш социально-педагогический колледж является центральным звеном в системе общественной жизни, с помощью которого можно возродить идею национальности и восстановить цепочку национальной культуры. Народная школа и педагогика являются центром национальной культуры, объединяющим историческое прошлое, настоящее и перспективы на будущее.Структура культурной жизни России представляет своеобразную триаду. Во-первых, это отечественная, общенациональная культура как составная часть мировой культуры; во-вторых, смешанная культура, рождающаяся в национальных образованиях на территории России на основе взаимодействия проживающих здесь представителей различных наций и народностей; и в-третьих, собственно национальная культура живущей в регионе нации. Национальная культура - душа народа. Национальные ценности в духовной сфере - огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных традиций народов, процесса общенационального созидания. Культура сегодня существует в национальной форме самовыражения. Национальное же рождается из конкретно-исторических особенностей жизни народа, его биосоциальной сущности. [7]Национальная культура - это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве. [3]В государстве однородном в лингвистическом и этническом отношении может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько национальных культур, как правило, в этих странах можно выделить культуру большинства населения и национальных меньшинств, между которыми устанавливаются либо отношения диалога, либо культурных конфликтов. Являясь социальным организмом, социальной общностью, нация самостоятельно определяет свое культурное развитие, но при этом следует учитывать чрезвычайно важный фактор - мировую культуру, влияющую на это развитие. Рассматривая национальную культуру во всем богатстве ее содержания и многообразии красок, как закономерную ступень в развитии мировой культуры и необходимый вклад в общечеловеческую цивилизацию, можно определить ее как синтез национально-особенного, инонационального и общечеловеческого (мирового), переработанного и освоенного национального. Отсюда наблюдается два вида развития каждой национальной культуры: во-первых, как неповторимой, уникальной по форме, и, во-вторых, как части мировой культуры, осознающей и проявляющей себя в ней. Но и в том и в другом случае она содержит и выражает в той или иной форме общечеловеческое начало. Самая главная и самая привлекательная особенность национальной культуры - это ее удивительное разнообразие, самобытность и неповторимость. Развивая особенности своей культуры, нация избегает подражания и униженного копирования, создает свои формы организации культурной жизни. Если культура не имеет особого, только ей присущего аромата, она подобна безликому человеку. Как и любое проявление индивидуальности, самобытность национальной культуры обогащается одновременно с общим расцветом нации, уверенностью в своем будущем месте в мировой цивилизации. У каждой национальной культуры есть свои плоды: духовные обретения и открытия, свои драмы и трагедии, свое видение мира. Развитие ее совершается не в стерильной колбе, а в условиях социальных противоречий, борьбы прогрессивных традиций с отсталыми и консервативными явлениями. Свое будущее каждый народ сегодня связывает с национальной культурой, являющейся для него гарантом жизни и интеграции в общемировую культуру. Эта идея обладает своей имманентной логикой: именно она поддерживает духовный и интеллектуальный потенциал нации, выступает импульсом творческой деятельности человека, укрепляет духовное здоровье народа, создает его национально-нравственный идеал. Каждая национальная культура принадлежит всему человечеству и обязана самовыразиться перед всем миром. Каждой из наших национальных культур еще предстоит сказать свое слово в мировой культуре нового времени. Ведь единой национально-культурной модели нет.Пермский край, или, как его ещё называют, Пермское Прикамье, - регион уникальный в этнокультурном отношении. На протяжении всей истории он складывался как полиэтнический: его осваивали разные по происхождению, языку, хозяйственному укладу, традициям народы, в результате чего был сформирован один из интереснейших этнокультурных комплексов, не имеющих прямых аналогов в других регионах России.На территории Пермского края проживают представители более 120 национальностей, которые принадлежат трём языковым группам: славянской, тюркской, финно-угорской.[6]В законе об образовании Пермского края говорится: « Развитие системы образования Пермского края основывается на принципах, указанных в статье 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также на защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций народов, проживающих на территории Пермского края». [2]Вопросы этнокультурного образования и воспитания будущих учителей находят отражение в Федеральном государственном стандарте начального общего образования. Во втором разделе стандарта, касающегося личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представлено следующее содержание:- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.[2]В п. 15 ФГОС НОО фиксируется, что «обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования». То есть часть, формируемая участниками образовательного процесса, определяется участниками образовательного процесса с учетом региональных, этнокультурных и местных особенностей.Согласно требованиям к содержанию ООП НОО, которые предъявляет ФГОС НОО, программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна обеспечивать формирование целостной образовательной среды, включающей урочную и внеурочную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Согласно Письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», внеурочная деятельность может осуществляться через инновационную деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, учитывающих региональные особенности. [5]В педагогической науке повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями.Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные и младшие школьные годы. Ребенок является полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Особенности развития детей этого возраста, проявляющиеся, прежде всего, в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти-девяти лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций. Главным результатом воспитания при целенаправленной организации процесса вхождения ребенка в современное общество с учетом знаний национальной культуры, развитии его способности жить в нем достойно, формировании системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, будет личность, способная строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни. Следует отметить, что в последние годы  прослеживается тенденция возвращения к  народной педагогике, мы всё чаще стали обращаться к своим корням, приобщаться к народной культуре. Можно  утверждать, что современное общество характеризует рост национального самосознания и стремление познать историю и культуру своего народа, что играет очень важную роль для воспитания подрастающего поколения сохранение и возрождение культурного наследия.[4]Базовым этапом формирования у молодых людей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине-месту, где родился человек, огромное значение имеет ознакомление с историческим своеобразием родного края. Знакомясь с родным селом через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные студенту, он учится осознавать себя живущим в определенный период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной культуры.Под национальной образовательной организацией в Пермском крае понимается образовательная организация, реализующая образовательные программы на национальном (родном) языке, на русском языке с углубленным изучением национального (родного) языка. Национальная образовательная организация открыта для интеграции различных этнокультур и стремится к формированию культуры межнациональных отношений и толерантности у детей и подростков.[2]Сегодня все более ярко выявляется возрождение национального духа, национальной культуры и  традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким институтом является семья, а потом уже школа, которая тесно сотрудничает с семьей ребенка.Наблюдая за студентами, мы понимаем, как важно обеспечить им «зону ближайшего развития». Поэтому наша деятельность по обогащению среды происходит на глазах студентов и с их посильным участием. Этому сопутствуют наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривание иллюстраций, чтение книг, участие во внеурочных занятиях по дополнительному профессиональному образованию (ДПО) в области народного и декоративно-прикладного искусства. В подобных совместных делах студенты расширяют свой активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают наблюдательность, любознательность. Таким образом, будущих специалистов образования стоит приобщать к национальной культуре через разные формы работы. Они проявляют ко всему интерес, становятся «почемучками», тогда будет проще им объяснить и заинтересовать всем тем, что имеет представление о национальной культуре с углублением на наш родной Пермский край. Большую роль в приобщении студентов к национальной культуре играет искусство. В Пермском крае получили свое развитие народные росписи: урало-сибирская и обвинская. Будущие учителя осваивают премудрости этих росписей в колледже и опыт, знания и умения передадут своим воспитанникам. Список литературыФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден Приказом Министерства просвещения РФ №286 от 31 мая 2021 года.Закон Пермского края от 12.03.2014 года N 308-ПК «Об образовании в Пермском крае»Мировая, национальная и региональная культура [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. Строка доступа: https://lektsia.com/5x779b.htmlО народной педагогике [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. Строка доступа: https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2017/12/03/o-narodnoy-pedagogikeОб организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. Строка доступа: https://www.garant.ruПровкова Е.А «Национальный состав населения Пермского края» [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. Строка доступа: https://school-science.ru/2/2/31195Сущность понятия «национальная культура» [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. Строка доступа: http://www.firsteducation.ru/neopols-425-1.htmlТ.Я. Шпикалова «Развитие эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре в процессе комплексного преподавания искусства» [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. Строка доступа: https://studopedia.ru/6_126154_kontsepiya-tya-shpikalovoy-razvitie-emotsionalno-esteticheskogo-otnosheniya-k-traditsionnoy-natsionalnoy-kulture-v-protsesse-kompleksnogo-prepodavaniya-iskusstva.html

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X