Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Устюжанина Светлана Витальевна

Развитие интереса к чтению у школьников

скачать документ

Вернуться назад

Название статьи: «Развитие интереса к чтению у школьников»Автор: Устюжанина Светлана ВитальевнаОрганизация: МОУ «Заполярная средняя общеобразовательная школа» Должность: педагог-библиотекарьАннотацияВ данной статье рассматриваются особенности развития интереса к чтению в школьном возрасте, основные методы, используемые для этого, а также особенности и значение литературного чтения в школьном возрастеКлючевые слова: чтение, школьный возраст, методы развития интереса к чтению. В современных условиях цифровизации наиболее остро стоит вопрос о развитии интереса к чтению у детей как младшего, так и старшего возраста. Время, отведенное чтению, постоянно сокращается из-за доступности других средств обучения и досуга, также как падает и сам престиж чтения. Несмотря на это чтение является базой для культурного развития человека, способствует передаче опыта поколениями, а также развивает речь, обогащает словарный запас и несет в себе большую психологическую сущность, показывая ребенку нравственные модели поведения для идентификации и подражания.В художественном произведении важно, чтобы ребенок понимал не только содержательный аспект, но и ценностные ориентации, заложенные в произведение. Таким образом, важно обучить ребенка эмоционально реагировать и осмыслять прочитанное, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения, тренировать память и критическое мышление, основываясь на логическом построении сюжетной линии, понимать суть произведения, его смысловые подтексты, развивать готовность мыслить в рамках художественных образов.Художественное чтение в школьном возрасте позволяет способствовать эмоциональному наполнению жизнедеятельности, умению обобщать эмоции и рассуждать. В младшем школьном возрасте особенно остро стоят требования к содержанию произведений, т.к. необходимо заинтересовать ребенка книгой, развить у него читательский интерес, под которым принято понимать осознанный и избирательный подход в выборе видов и жанров литературы.Обращение к эмоциональной сфере и мотивации ребенка всегда являлось важным условием развития личности детей школьного возраста. Для того, чтобы полноценно реализовать творческий потенциал ребенка, важно учитывать, что вызывает у него эмоциональную реакцию и интерес. Под развитием интереса к чтению, а также использованием развивающих возможностей литературы понимают целенаправленный процесс приобщения детей к чтению, целью которого является воспитание любви к книгам, умение глубоко и правильно понимать прочитанное, посредством чего развиваются нравственные и эстетические чувства. Интерес к чтению является главным фактором отношения ребенка к книге.«Детская литература – это мир художественных произведений о том, что такое и кто такой ребенок, что такое его микрокосм и что такое его макрокосм, то есть все окружающее его».По мнению ведущих педагогов, в младшем школьном возрасте основными компонентами литературного образования являются читательский интерес, восприятие и интерпретация художественного произведения, а также способность выражать прочитанное в самостоятельном творчестве. В данном возрасте дети накапливают и сохраняют чувства и эмоции, учатся эмоционально переживать прочитанное. Произведения должны удивлять их, заставлять задуматься. Если же не обращать внимание на то, какие литературные склонности есть у детей этого возраста, то они могут потерять интерес к чтению.Среди основных задач развития интереса к чтению в младшем школьном возрасте – обучить ребенка читать без назидания, основываясь исключительно на самом процессе чтения. Важную роль играет здесь связь с взрослыми в виде беседы и разговора о прочитанном, а также качественные иллюстрации. Чтение самого взрослого будет служить примером, также как и образец уважительного отношения к книге.Среди процессов, являющихся аспектами детского чтения принято выделяют следующие: процесс чтения детьми литературного произведения, процесс общения ребенка с книгой, процесс присвоения ребенком доступных его возрасту литературоведческих знаний, а также возрастные особенности школьника как читателя.Один из основных методов, влияющий на формирование интереса к чтению – это правильный выбор художественных произведений. На сегодняшний день существует большое количество книг, среди которых очень трудно подобрать наилучшую, способствующую развитию ребенка. Сегодня принято использовать следующие критерии при выборе произведения для чтения школьника:- соответствие возрастной категории;- наличие иллюстраций и то, насколько они соответствуют содержанию произведения.Среди методов, которые используют для развития интереса к чтению выделяют:- выразительное чтение вслух. Данный метод способствует формированию образных представлений, воздействует на эмоции, помогает выработать у ребенка интерес к чтению, а также вызывает у него стремление прослушать уже знакомое произведение;- рассматривание иллюстраций. В младшем школьном возрасте они уже не обязательно должны быть реалистичными, однако должны нести художественную ценность;- рисование детьми персонажей. Данный вид деятельности развивает читательский интерес, а также воображение и творческие способности;- мероприятия на литературную тематику. Этот метод требует четкой организации, однако при грамотном построении способен развивать не только интерес, но и мышление ребенка, его воображение и творческие способности. Здесь можно проводить мероприятия по прочитанному, задавать вопросы про запомнившихся героев, а также проигрывать сюжеты произведений.- театрализованные драматизации. Данный метод требует владения приемами театральных постановок. Дети могут заучивать свои роли, принятие участия в спектакле всегда ощущается чем-то новым, интересным, позволяет увидеть уже знакомое произведение с новой точки зрения, каждый может отыграть определенную роль.Важным при развитии интереса к чтению является игровой компонент – вопросы и задания, которые можно давать ребенку при работе с книгой, оформить их в форме игры, кроссворда, ребусов и головоломок.Одна из особенностей младшего школьного возраста при развитии интереса к книге заключается в том, что ребенок еще не всегда может сам понять красоту художественного слова, т.к. не видит особенностей авторского стиля. Важным элементом развития интереса к чтению является обращение внимания на детали, на эпитеты и метафоры, которые применяет автор, на обучение грамотно выражать свои мысли о прочитанном. Важно, чтобы школьник понимал, что чтение – это всегда диалог с автором, поиск ответов на вопросы, общение. Чем больше вопросов задает ребенок, тем лучше его понимание книги. Важно, чтобы школьник мог сформировать свое мнение о поступках героев, оценить их, придать им свой, личный смысл. Среди произведений литературы важно выбирать не только классические произведения, но и современные, в которых динамичный, хорошо проиллюстрированный сюжет. Произведения на историческую тематику также позволяют детям понять, каким образом проходило развитие истории, попасть в новый мир. Таким образом, развитию интереса к чтению у школьников способствует применение совокупности методов, грамотный отбор литературы, способный заинтересовать юного читателя и привить ему любовь к книге, развитие мотивации, а также положительные эмоции, которые вызывает у школьника чтение.Список литературы:Гриценко, З.А. Детская литература и методика приобщения к чтению / З.А. Гриценко. – М.: изд.центр «Академия», 2012. – 320 с.Кашкаров, А.П. Личностный интерес ребенка как фактор приобщения к чтению / А.П. Кашкаров. – М.: LAP LAMBERTM Academic Publishing, 2016. – 60 с.Минералова, И.Г. Детская литература: учеб. Пособие для студ. Высш. Учебных заведений / И.Г. Минералова. – М.: Гумнаит, изд.центр ВЛАДОС, 2012. – 176 с.Лутова, Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников / Т.Н. Лутова. – Н.Новгород : Просвещение, 2009. – 47 с.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X