Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: IШлянникова Елена Александровна

Воспитание правовой культурыу детей старшего дршкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

«Воспитание правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста»Шлянникова Елена Александровнамуниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 250 Красноармейского района Волгограда» (МОУ Детский сад № 250) старший воспитательВопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Это и освещение данных вопросов в средствах массовой информации, и появление большого количества литературы по проблемам правого воспитания. Но всё ещё остаётся актуальной проблема правового воспитания детей дошкольного возраста, этому вопросу уделяется мало времени в программах дошкольного воспитания, в частности в программе воспитания и развития детей в детском саду «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой в блоке социально-нравственного воспитания недостаточно освещён вопрос формирования правового воспитания дошкольников. Таким образом, недостаточная разработка данной проблемы в теории педагогики, востребованность грамотной правовой личности определили наше направление работы: «Воспитание правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста». Цель работы: Формирование основ правового сознания старших дошкольников.Педагогические задачи:Задачи:Ознакомление детей с основными документами по защите прав человека.Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.Осознание детьми понятия «Здоровый образ жизни» и его влияние на состояние здоровья.Педагогические средства, используемые в работе:Консультации, анкетирование и беседы с педагогами, родителями, беседы и анкетирование с воспитанниками, диагностика детей старшего дошкольного возраста, организованная образовательная деятельность, дидактические, подвижные игры, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, продуктивная деятельность, проведение праздников, развлечений, досугов.К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающихся прав детей, относятся: Декларация прав ребёнка (1959 год), Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 год). Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 год).После изучения этих документов было решено начать работу по ознакомлению старших дошкольников с основами правового сознания. Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, растёт ответственность человека за свою судьбу. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступить в той или иной ситуации. Потенциал ребёнка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребёнка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны. Работа по формированию у детей дошкольного возраста основ правового сознания включает в себя следующее:Ознакомление детей с основными документами по защите прав человека.Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.Осознание детьми понятия «Здоровый образ жизни» и его влияние на состояние здоровья.Вся работа строилась поэтапно.1 этап - «Гностический» (теоретический).Цель: Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме «Право». Изучение нормативных документов.2 этап - Создание условий по формированию чувства собственного достоинства личности дошкольника.Цель: Обеспечение личностно-ориентированной модели общения, базисных потребностей ребёнка.3 этап – Практическая работа с детьми по формированию правовой культуры.Цель: Организация образовательного процесса через различные виды деятельности.4 этап - Повышение правовой грамотности родителей.Цель: Обучение правовой грамотности родителей через знакомство с основными документами, касающихся прав человека, в частности детей.Работа по правовому воспитанию началась с диагностического анализа педагогической ситуации. С педагогами и родителями было проведено анкетирование по сформированности у них знаний правовой грамотности. Для детей разработаны диагностические карты, позволяющие увидеть картину сформированности основ правового сознания.На первом этапе с целью повышения педагогической компетенции педагогов по проблеме «право» совместно изучались: Декларация прав человека, Конвенция ООН о правах ребёнка, Семейный кодекс. Доведены до сведения педагогов законодательные документы, закрепляющие положение конвенции: Закон РФ «Об образовании», Конституция РФ, Закон РФ об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации. В работе с педагогами проводились следующие мероприятия: Семинарские занятия по теме: «Всеобщая Декларация Прав человека», «Права ребёнка, проблемы их соблюдения и защиты» Деловая игра «Знаешь ли ты права детей?» Консультации по теме: «Педагогика ненасилия, как условие обеспечение правовой защиты ребёнка», «Защита прав ребёнка и правовое воспитание», «Ознакомление с Конвенцией о правах ребёнка» Анкетирование педагогов по теме правового воспитанияРазработаны памятки для педагогов по темам: «Правила для воспитателей», «Защита прав и достоинств в законодательных актах», «Типы семей», «Посещение семьи» На втором этапе создавались условия по формированию чувства собственного достоинства каждого ребёнка в группе как личности. Для этого использовалась личностно-ориентированная модель общения (взрослый-ребёнок, ребёнок-ребёнок), обеспечивались базисные потребности каждого ребёнка (умение слушать и слышать) Третий этап работы был отведён для практической работы с детьми. Было разработано: Календарно-тематическое планирование по правовому воспитаниюАнкеты для детей «Семья глазами ребёнка» Диагностическая карта по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Картотека игр по правовому воспитанию Вся организация образовательного процесса по формированию правовой культуры у дошкольников строилась через различные виды деятельности:Образовательную деятельность (занятия) Продуктивную деятельность Художественную литературу Рассматривание и беседы по сюжетным картинам, иллюстрациям Дидактические, подвижные, словесные игры, проблемные ситуации Театрализованную деятельность Проектную деятельность Праздники, развлечения Четвёртый этап работы -это повышение правовой грамотности родителей. В своей работе с родителями использовались следующие мероприятия: Индивидуальные и подгрупповые консультации для родителей по теме: «Понимаем ли мы друг друга?», «Правовое воспитание дошкольников», «Права ребёнка. Соблюдение их в семье», «Роль семьи в воспитании дошкольника» Семинар для родителей на тему: Жестокое обращение с детьми: что это такое? Самостоятельно разработаны с учётом индивидуальных особенностей детей и родителей анкеты, тесты, правила, памятки, информационные листы.Вся работа по воспитанию правовой культуры была основана на личностно-ориентированном подходе к детям. Деятельность осуществлялась на основе педагогики сотрудничества и ненасилия.Результативность: Поэтапно планируя педагогическую деятельность, получены определённые результаты:Дети ознакомлены и имеют представления о «Декларации прав ребёнка», и о «Конвенции прав ребёнка».Дети знают права изученные в течении года:«Каждый ребёнок имеет право на имя и гражданство»;«Каждый ребёнок имеет право на достойное медицинское обслуживание, достойное жилище, достойное питание»;«Каждый ребёнок имеет право на любовь, защиту, внимание родных и близких».Дети умеют пользоваться правами в повседневной жизни.Дети знают геральдику России. Частично ознакомлены с геральдикой стран ближнего и дальнего зарубежья.Дети обеспечены знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетенции.У детей развивается интерес к отечественным, этнокультурным и национальным ценностям Итог: Исходя из вышесказанного видно, что, изучая права, у детей формируется разумное отношение к праву и закону, понимание необходимости соблюдения правопорядка. А также ребёнок воспринимает себя как личность, самостоятельным субъектом права.Приобщая детей к истокам прав, нравственности, патриотизма, гражданственности, нами формируются особое отношение к миру людей, к миру культуры. Отдалённый результат - это то, чтобы человек понимал и уважал права другого человека, уважительно и терпимо относился к себе и чувствам и интересам других людей.Список литературы:Каширцева Е.Г., Шабельник Е.С. Права на всякий случай. –М., 1995.Семейный кодекс РФ 1996. Конституция Российской Федерации. –Волгоград., 2013.Каширцева Е.Г., Шабельник Е.С. Ваши права. –М., 1997.Права ребёнка. Нормативные правовые документы. –М., 2005.Ашикова В.И. Солнечный круг. –М., 2000.Рылеева Е.В. Вместе веселее. – М., 2000.Смагина О.И. Сто уроков по правам ребёнка. – М, 1998.Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка. –М., 2011.Соловьёва Е.В., Данилина Т.А. Знакомим дошкольников с конвенцией о правах ребёнка - М., 2004.Ершова Н.М. Правовые вопросы воспитания детей в семье. –М., 1971.Козлова С.А. Мы имеем право. – М, 2010. Ривина Е.К. Герб и флаг России. – М, 2004.Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. – М, 2006.Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребёнка. –М., 2009.Журнал «Дошкольное воспитание» № 9 2000., № 8 2001., № 9 2001., № 10 2001., № 12 2001., № 6 2004.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X