Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Елена Александровна Здобникова

Управление мотивацией труда в дошкольном образовании

скачать документ

Вернуться назад

Название статьи: «Управление мотивацией труда в дошкольном образовании»Автор: Здобникова Елена АлександровнаОрганизация: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3», г. Нижний Новгород (МАДОУ «Детский сад №3», г. Нижний Новгород).Должность: воспитательАннотация. В статье рассмотрена мотивация труда воспитателей ДОО как один из основных элементов в системе управления, напрямую влияющим на результаты работы образовательной организации. Руководство любой организации, определяя методы мотивации, основывается на специфике работы организации. Так для учреждений образования выделяются свои определенные методы мотивации.Ключевые слова: мотивация труда, методы мотивации, дошкольное образование, специфика работы организации.Дошкольное образование является одним из элементов системы образования, при этом важность данного элемента возрастает с каждым годом. Эффективность дошкольного образования напрямую зависит от качества работы педагогов дошкольного образования. В свою очередь, стоит отметить, что для успешной работы педагогического состава необходимо применять различные методы мотивации работников в системе управления дошкольным образованием.В настоящее время в условиях рыночных отношений процессы мотивации работников на практике сталкиваются со многими проблемами, в том числе, и с проблемой определения наиболее действенных и экономичных методов мотивации. А. Смит считал единственным мотивирующим фактором деньги, люди, по его мнению, являются экономическими существами, которые трудятся исключительно для получения средств, необходимых для удовлетворения своих базовых потребностей [8].Современные теории мотивации в значительной степени основываются на результатах психологических исследований. Они доказывают, что истинные причины, которые побуждают человека отдаваться работе, чрезвычайно сложны и разнообразны. По мнению одних ученых, действия человека детерминируются его потребностями. Согласно другой позиции, поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий.В современной науке проблема мотивации является одной из ведущих проблем психологии, социологии, экономики, менеджмента, государственного управления.В основе психологического подхода изучению к мотивации труда явились разработки психологов, которые концентрировали свое внимание в психологии личности. В существующих теориях личности представлены две основные модели мотивации труда. Редукционистская модель предполагает, что физиологические потребности индивида создают напряжение и это заставляет его искать разрядки путем удовлетворения данных потребностей. (Б. Скиннер, А. Бандура, Д. Роттер и др.) [1].Модель мотивации компетентностью основана на стремлении человека овладевать окружающей средой и на жажду получения нового опыта с целью наслаждения. (К. Роджерса, Г. Олпорта и др.) [1].В современных исследованиях мотивация рассматривается как базовый компонент профессиональной мотивации педагога [2, 3].Эффективность работы любой организации во многом зависит от эффективного применения методов мотивации работников, при этом для каждой организации можно выделить свои специфические методы мотивации работников, обусловленные спецификой работы организации. В целом мотивация труда осуществляется в форме материальных и нематериальных методов. Для системы образования можно выделить такие материальные методы мотивации как заработная плата, включающая в себя основную заработную плату и различные доплаты стимулирующего и компенсационного характера, вознаграждения за участие в профессиональных конкурсах, доплаты за результаты работы, а также материальная помощь по различным основаниям. Нематериальные методы мотивации в системе образования включают в себя присвоение звания, награждение дипломом за отличные результаты работы и другие [7].Система мотивации в ДОО должна быть комплексной и включать в себя административные, экономические и социально-психологические методы воздействия. Только в этом случае система мотивации в ДОУ будет эффективной. Отмечается, что процесс мотивации в педагогическом коллективе во многом является самомотивацией, который запускается только при активной деятельности самого педагога [6]. Проанализируем ситуацию в дошкольных образовательных учреждениях в г. Нижний Новгород. На территории города Нижнего Новгорода общеобразовательную программу дошкольного образования в 2021 учебном году реализовывают 337 муниципальных дошкольных образовательных учреждения с контингентом 74433 воспитанников, из них:315 муниципальных дошкольных образовательных учреждений; 10 школ, имеющие в составе дошкольные группы;1 ведомственная дошкольная образовательная организация (ИПФРАН);11 частных дошкольных организаций, имеющих лицензию на правоведения образовательной деятельности (+1 негосударственное образовательное учреждение, имеющее в составе дошкольные группы).Количество групп дошкольного образования2859.В образовательном процессе заняты около 13967 педагогов. Система образования города Нижнего Новгорода на 98,3% обеспечена педагогическими кадрами. В последние годы отмечается стабильно высокий уровень образования и квалификации педагогических работников города Нижнего Новгорода: 79,4% имеют высшее образование.Между тем, общее количество детей от 0 до 7 лет в районах города Нижнего Новгорода за последние 3 года составит: в 2019 году - 124681 чел., в 2020 - 128160 чел., в 2021 году -132660 чел. [4].Все это потребует от педагогов ДОО максимальной отдачи и высокого профессионального мастерства. Уровень заработной платы не превышает 20807 рублей. Наиболее высокооплачиваемой считается профессия Воспитатель в частном детском саду. Здесь уровень средней зарплаты составляет 22560 рублей. На втором месте - Старший воспитатель с зарплатой 32124 рублей [5].Получается, что основными методами мотивации педагогов должны стать нематериальные методы мотивации. В частности, немаловажную роль играет ресурсное обеспечение ДОО и рабочего места педагога.Одним из главных показателей высокой профессиональной квалификации персонала ДОО и важнейшим стимулом в системе нематериальной мотивации является постоянное участие педагогов ДОО в различных конкурсах, как внутри ДОО, так и на уровне города, а также проведение открытых занятий для родителей, мастер-классов, стажерских площадок для начинающих педагогов.Большим стимулом является активное участие и подготовка педагогами ДОО педсоветов, семинаров, методических объединений; представление и публикация собственных методических разработок, как на сайте ДОУ, так и в интернете и многое другое. Для того чтобы все педагоги активно внедряли свой опыт работы и принимали широкое участие в разнообразных конкурсах и мероприятиях, необходимо установить критерии оценки их труда. Например:- организация и осуществление городских и областных мероприятий;- участие воспитанников ДОО в городских и областных конкурсах;- повышение квалификации, участие в развивающих программах. В целом, основными способами нематериального стимулирования сотрудников ДОО могут стать:- похвала, благодарственное письмо;- освещение деятельности профессиональных достижений педагогов в СМИ и профессиональном сообществе;- оформление доски почета;- подарки от ДОО. Таким образом, возможны разные способы и средства мотивации персонала ДОУ. Эффективная система мотивации, включающая как материальные, так и нематериальные стимулы, будет способствовать росту удовлетворенности трудом, повышению результатов педагогикой деятельности и росту качества педагогического образования.Список литературы:Ачекеев К. С., Курманбек у. Т., Смайылбек к. Ч. Совершенствование системы мотивации персонала в образовании на примере профессионально-технического лицея № 106 имени Д. Шопокова // Молодой ученый. — 2017. — №4.1. — С. 30-33. Гуцу Е.Г. Изучение мотивационного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза // Научный журнал «Известия Самарского научного центра РАН». 2012, том 14, № 2 (3). – С. 657-659.Гуцу Е.Г. Мотивационно-ценностный компонент в структуре профессиональной компетенции преподавателя вуза: критерии и уровни развития / Е.Г. Гуцу, Е.И. Смирнова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. - № 2-2. – С. 564;  https://elibrary.ru/download/elibrary_24921429_81945016.pdf Дошкольные образовательные учреждения города Нижнего Новгорода [Электронный ресурс] Режим доступа: http://нижнийновгород.рф/gorod/obrazovanie/munitsipalnaya-sistema-obrazovaniya-goroda-nizhnego-novgorod/dou/Обзор статистики зарплат профессии. Воспитатель детского сада в Нижнем Новгороде [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nizhnij-novgorod.trud.com/salary/867/3526.htmlСорокоумова С.Н. Развитие мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза в системе внутривузовского повышения квалификации / С.Н. Сорокоумова, Е.Г. Гуцу, // Приволжский научный журнал. – 2014. – №4. - С.305-309 Тверитина Е.В. НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LVIII междунар. науч.-практ. конф. № 2(56). – Новосибирск: СибАК, 2016.Толмачева А. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5. URL: http://sibac.info/archive/economy/5.docx 

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X